Светлана Козлова
Конспект занятия «Всемирный день хлеба»
Конспект занятия
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Цель: формирование интереса и ценностного отношения детей к хлебу, профессиям людей, создающих хлеб.
Задачи:
приобщать детей к народным традициям, тесно связанным с народным календарем и трудом людей в природе;
формировать ценностное отношение к земле-кормилице и хлебу, как результату тяжелого труда многих людей;
обеспечить возможность каждому участнику проявить активность, приобрести новые знания.
Публикация «Конспект занятия „Всемирный день хлеба“» размещена в разделах
- День хлеба, 16 октября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Словарная работа: жатва, мельник, пекарь.
Привлеченные участники: родители, исполняющие роли Волка, Каравайщицы и Пекаря.
Ход ЗАНЯТИЯ:
В группе организованы три зоны деятельности: выставка иллюстраций жатвы разных времен, связки колосьев пшеницы и ржи, контейнеры с зерном злаков; рабочий стол для ПИД «изготовление муки» - плоские камни, кофемолка, сито, посуда; праздничный стол с самоваром и разными видами хлебобулочных изделий.
Воспитатель заводит детей в группу, позволяет им оглядеться, приглашает их поприветствовать друг друга:
«Здравствуй, солнышко родное!»
(Все вместе в кругу) :
Здравствуй, солнышко родное! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, матушка-земля! Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!
Воспитатель: Сегодня у нас необычный осенний день – сегодня Всемирный день хлеба!
В каждом зёрнышке пшеницы летом и зимой Сила солнышка хранится и земли родной. И расти под небом светлым, строен и высок Словно Родина бессмертный, хлебный колосок. (В. Орлов)
Воспитатель: По старому русскому обычаю дорогих гостей встречали хлебом-солью, а женщин, которые раньше преподносили гостям хлеб, называли – каравайщицами. Почему? (Ответы детей).
Звучит мелодия русской народной песни «Барыня». Выходит Каравайщица с хлебом-солью.
Каравайщица: Здравствуйте, желанушки мои, доброхотушки! На дворе осень золотистая – хлебом колосистая! А вот и наш главный герой – каравай!
Хлеб в России пекли с куполами, чтоб хватило, как неба, на всех. За широкими в доме столами крошку бросить считали за грех. И хлеб-соль – это русский обычай, словно символ людской доброты. (А. Коршун)
Звучит ритмичная музыка, сопровождающаяся волчьим воем. В группу входит Волк.
Волк: Здравствуйте, дети и взрослые! (Здравствуй, Волк) Как вкусно пахнет у вас хлебом! Дайте и мне попробовать каравай!
Воспитатель: А ты знаешь русскую поговорку: «Кто не работает – тот не ест!»? Очень трудная это задача – получить свой каравай!
Волк: Ой, да что трудного? Пошел в магазин и взял.
Воспитатель: А знаешь ли ты, откуда в магазине хлеб берется?
Волк: Нет! Может, мне ребята подскажут? (Ответы детей)
Каравайщица: Я приготовила для вас сказ, да не простой, а игровой. Встанем все да поиграем все! (Движения к игре дети придумывают самостоятельно).
Игра-импровизация «Хлебушко-батюшка» в которой участники последовательно показывают, как вспахивают поле, сеют зерна, растут колосья, жнут урожай. Волк участвует в игре со всеми.
Волк: Ух, устал! Давайте уже каравай есть!
Воспитатель: А разве наш хлеб уже готов? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации жатвы и определить, какие способы жатвы использовали в старину, а какие – современные.
Каравайщица: Хлеб созрел, но к нам на стол прямо с поля не попал.
Едет хлеб на мельницу, мельницу-чудесницу!
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Отвезем колоски на мельницу».
Под веселую музыку дети собирают колоски, связывают сноп веревкой, кладут в машинку и везут к рабочему столу.
Воспитатель: Давайте рассмотрим колоски, извлечем из них зерна. (Дети самостоятельно достают зерна) А теперь попробуем получить муку старинным способом, с помощью плоских камней. Как это сделать? (Ответы детей) Самостоятельная поисковая деятельность, обобщение результатов поиска. Демонстрация воспитателем работы современной мельницы на примере работы кофемолки.
Воспитатель: Муку получают из зерен на мельнице. А как называется человек, который работает на мельнице? (Ответы детей)
Волк пробует муку на вкус и выражает свое недовольство ее вкусом.
Каравайщица: А теперь давайте у детей спросим, что можно приготовить из муки? (Ответы детей) А кто нам готовит разные хлебобулочные изделия? (Если дети называют маму или бабушку, то взрослые подводят их к понятию профессии – пекарь.)
Звучит мелодия «Коробейники» и входит Пекарь. На блюде у него нарезаны кусочки разных хлебобулочных изделий, блюдо накрыто салфеткой.
Пекарь: Здравствуй, народ честной! Празднуй праздник со мной! Налетай, не зевай, что на блюде – угадай!
Проводится игра «Угадай по вкусу» : дети закрывают глаза и по вкусу пытаются определить, что они съели.
Пекарь приглашает всех к праздничному столу. Дети рассматривают угощение, называют знакомые изделия.
Пекарь: Вот он, хлебушек душистый. Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришел!
Каравайщица: В нем здоровье, наша сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
Воспитатель: В нем – земли родимой соки, солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Волк: Ну что, можно уже есть хлеб?
Воспитатель: Дети, как вы думаете, смогли мы объяснить волку, что хлеб не бывает легким? (Ответы детей, воспитатель уточняет и обобщает их.)