Азалия Сафаргулова
10 упражнений для подготовки руки к письму
▼ Скачать + Заказать документы
Основным упражнением для подготовки руки к письму в методике Монтессори является работа с рамками-вкладышами для штриховки.
Тем не менее, регулярно можно услышать вопросы от сомневающихся родителей. Действительно ли это важный материал? Можно ли не использовать его, заменить в домашних условиях чем-то другим? Такие вопросы понятны, но ответ – нет, полностью исключить этот материал из работы вряд ли возможно.
Публикация «10 упражнений для подготовки руки к письму» размещена в разделах
Вот как сама М. Монтессори описывает работу с рамками: «Упражнения в раскрашивании фигуры заставляют ребёнка производить движения и манипуляции, необходимые для заполнения десятка страниц палочками. Однако ребёнок не чувствует утомления, хотя проделывает все мускульные сокращения, необходимые для этой работы. Он делает это свободно, в каком ему угодно направлении, и всё время глаз его устремлен на большую и ярко окрашенную фигуру».
В Монтессори-классах существует множество упражнений, построенных на основе данного материала: ещё задолго до первого опыта в штриховке фигуры ребёнок видит ту же самую фигуру множество раз в различных упражнениях на развитие моторки.
Итак, поскольку занятия с рамками-вкладышами важны для развития ребёнка, сегодня мы предлагаем вам познакомиться с 10 упражнениями для подготовки руки к письму, построенными на основе этого материала. Вы можете предложить эти занятия ребёнку, начиная с примерно двух лет.
Приклеивание.
Как только малыш научился нарезать ножницами полоску бумаги на небольшие квадратики (обычно в возрасте около двух лет, ему предлагают приклеить их на квадрат, нарисованный взрослым при помощи рамки для штриховки. В этом упражнении дети обучаются сразу трё м навыкам: резать бумагу, клеить и видеть границы (приклеенные кусочки бумаги не должны выходить за пределы квадрата).
Выкалывание.
Следующим упражнением для детей около двух лет является выкалывание фигур. Рисунок фигуры кладут на клеёнку или другую подкладку. По периметру фигуры на расстоянии около 1 см взрослый расставляет точки карандашом. Ребёнку дают шариковую ручку без чернил или кнопку с круглым концом, за который он сможет легко держаться. Задача малыша – выколоть проставленные карандашом точки.
Вышивание фигур.
Данный материал используется после упражнения в вышивании по картону по линии. Обычно он становится доступен детям в 2–2,5 года.
На поднос кладут не слишком толстый лист картона с нарисованной при помощи рамки фигурой. Взрослый выкалывает отверстия по периметру фигуры на расстоянии около 1 см: это места, где пройдет иголка с ниткой. Для старших детей (после трёх лет) отверстия не делают, а ставят крупные точки карандашом. На подносе лежит и толстая игла с продетыми в неё плотными нитками. Ребёнку показывают, как иголка проходит в одно из отверстий и выходит из следующего, после чего предлагают вышить фигуру самому.
Вырезание фигур.
После упражнений в разрезании полоски бумаги на квадратики детки около трёх лет могут переходить к вырезанию фигур. Контуры фигур взрослый рисует при помощи рамок-вкладышей.
Рамки-вкладыши.
Непосредственно с рамками для штриховки ребёнку предлагают работать с 3–3,5 лет.
В этом материале – 10 квадратных металлических рамок, в каждой из которых есть отверстие в форме геометрической фигуры. В центре рамки – небольшая ручка, за которую удобно вынимать вкладыш. В материал также входят цветные карандаши для штриховки рамок.
Знакомство с материалом традиционно начинают с рамки-квадрата.
Взрослый обводит рамку, начиная с левого нижнего угла, не отрывая карандаш от бумаги. Потом накладывает вкладыш на получившийся квадрат и обводит его, после чего ставит острие карандаша в левый нижний угол и штрихует фигуру зигзагом (вверх-вниз, заканчивая в правом нижнем углу. Предлагает ребёнку повторить.
Наложение вкладыша с поворотом и комбинации разных рамок.
Когда ребёнок осваивает различные виды штриховок, ему предлагают делать разные интересные узоры при помощи вкладышей рамок. Например, ребёнку можно предложить обвести один вкладыш несколько раз, слегка поворачивая его, или создать необычный узор, совместив несколько вкладышей.
Штриховки фломастерами, красками.
Когда ребёнок в достаточной мере освоился со штриховками, попробовал карандаши разных цветов и множество видов штриховок, ему можно предложить поработать фломастерами или кисточкой с красками.
Использование контура фигур для различных творческих работ в рамках проектов.
В Монтессори-классах часто используют вкладыши рамок для создания творческих поделок к праздникам. Например, дети делают основу-овал для пасхальных яиц или основу-круг для ёлочной игрушки. Потом фигуры раскрашивают, вырезают и иногда приклеивают на открытки.
Свободные рисунки на основе геометрических фигур.
Когда дети уже освоились со штриховками (около четырёх лет, они могут использовать вкладыши для основы во время свободного рисования. Дети с удовольствием обводят фигуры, дорисовывая нужные детали (солнышко, домик и т. п.)