Валерия Макарова
10 лайфхаков для финансовой грамотности ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Финансовая грамотность - один из ключевых навыков, которые дети должны освоить еще до поступления в школу. Раннее овладение базовыми финансовыми понятиями и привычками поможет им избегать проблем и справляться с финансовыми задачами, с которыми они столкнутся в будущем. Вот почему важно обратить внимание на финансовую грамотность детей дошкольного возраста.
Публикация «10 лайфхаков для финансовой грамотности ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Знание о деньгах и финансовых основах позволяет детям развивать умеренность в потреблении, учиться планировать свои траты и осознанно распоряжаться своими средствами. Умение откладывать деньги и рационально использовать свои ресурсы является фундаментальной составляющей финансовой стабильности в будущем.
Детей необходимо учить, что деньги - это неотъемлемая часть нашей жизни, и они играют важную роль в нашем повседневном функционировании. Они должны осознавать, что каждая покупка имеет некоторую стоимость и потребует определенных жертв. Финансовая грамотность поможет детям понять, что деньги не просто возникают из ниоткуда, их нужно зарабатывать.
Развитие финансовой грамотности с раннего возраста поможет детям научиться планировать свои финансы и управлять ими на протяжении жизни. Некоторые простые навыки, которые можно внедрить в повседневную жизнь детей дошкольного возраста, включают игры, связанные с использованием карманных денег и участие в семейном бюджетировании. Такие занятия призваны ознакомить детей с базовыми понятиями, такими как доходы, расходы, сбережения и инвестиции.
Финансовая грамотность в детском возрасте также способствует развитию математических и аналитических навыков. Решение финансовых задач требует логического мышления, сравнения и анализа данных. Овладение этими навыками с раннего возраста поможет детям в будущем быть успешными во многих аспектах жизни, включая управление собственными финансами и принятие взвешенных решений.
В целом, финансовая грамотность для детей дошкольного возраста является важным фактором для их успешного развития в будущем. Она помогает детям понимать роль денег в нашей жизни, развивает самостоятельность и ответственность, а также дает им инструменты для эффективного управления своими финансами. Поэтому обращение к этому вопросу на ранних стадиях развития ребенка является приоритетным и имеет долгосрочные позитивные последствия для его финансового благополучия в будущем.
Всё вышеперечисленное реализуется в МБДОУ детский сад №17 СОП2 в рамках дополнительной образовательной программы «Детки и монетки» подготовительной группы №2.
В нашей дополнительной образовательной программе существует 4 основных направления развития финансовой грамотности :
Направление «Потребности» — способствует приобретению знаний и представлений о потребностях человека, необходимости удовлетворения жизненно важных (в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье) и социальных (безопасности, любви, дружбе, защите, общении, др.) потребностей.
Направление «Труд и профессии» обеспечивает формирование знаний о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда создаются, производятся различные предметы и продукты труда.
Направление «Товар, товарообмен» способствует формированию представлений об обмене товарами и услугами как средстве удовлетворения экономических потребностей, о цене товара, влиянии спроса и предложения на установление цены товара, пониманию, что все товары имеют свою цену.
Направление «Деньги и бюджет семьи» знакомит детей с понятиями «деньги», «основные» и «неосновные» расходы, «карманные деньги», «бюджет», «деньги-товар», «обмен», «купля-продажа». В процессе работы у детей формируется правильное отношение к деньгам, их разумному использованию и способам зарабатывания, умение грамотно планировать свои расходы, принимать необходимое решение в вопросах ведения домашнего хозяйства.
Содержание предлагаемых направлений осваивается в различных образовательных областях в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, обеспечивая комплексное изучение финансовых вопросов в единстве экономических, этических и нравственных категорий, а также целостность процесса обучения на основе принципа интеграции.
Работа в данном направлении заключается не в организации какого-либо специального обучения, а в использовании различных видов деятельности детей, наполненных экономическим содержанием. Ведущей ролью в формировании финансовой грамотности в дошкольном возрасте является игровая деятельность детей.
В процессе игры дети легко познают мир социальной действительности и приобщаются к миру финансов. Все дети очень любят играть. Особенность игры заключается в том, что она из развлечения легко перерастает в обучение. Игра для детей дошкольного возраста является практически единственным видом деятельности, где они могут проявлять свою инициативу, творческую активность и при этом всегда их действия будут направлены на личностное развитие: на чувства, волю, поведение. Дети, имеющие большую игровую практику в дошкольном учреждении, успешнее адаптируются в школе, легче справляются с жизненными проблемами. Игра помогает детям удовлетворять их потребность быть похожим на взрослого, реализовывать свои фантазии, которые сложно, а порой даже невозможно осуществить в реальной повседневной жизни.
Когда ребенок получает «большие деньги», то он не знает, как ими распорядиться. Накупить мороженого или купить машинку, о которой давно мечтал? А может сделать подарок маме? Да не, лучше шоколадку и мороженое куплю.
С одной стороны, это безобидные рассуждения. Все мы были маленькие и все хотели много мороженого и шоколада. Но, с другой стороны, эти рассуждения приходят с нами во взрослую жизнь. Сорокалетние мальчики и девочки продолжают бездумно тратить свою зарплату и даже на сто рублей не могут приблизиться к своей мечте и инвестициям.
Этого можно избежать, если повысить финансовую грамотность. В своей практике я использую несколько лайфхаков, которые будут полезны не только детям, но и многим взрослым.
Итак, когда ребенку можно давать карманные деньги? Все зависит от психологической зрелости малыша. Одни дети в 3 года могут рассуждать разумно, а другие в 15 лет могут накупить гору мороженого. Сейчас я расскажу простые приемы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
1. Погрузите ребенка во взрослую жизнь.
Расскажите, для чего вы работаете, откуда у вас появляются продукты в холодильнике, как к ребенку пришел новый динозавр, почему папина машина может ехать. Все это появляется благодаря деньгам, которые вы зарабатываете.
2. Покажите ребенку деньги.
Покажите реальные деньги. Пусть ребенок их трогает, сортирует, считает. Объясните, что деньги могут быть бумажные, металлические и виртуальные, т. е. лежать на банковской карте.
3. Игровые деньги. Играя с детьми в магазин, мы используем специальные игровые деньги, которые станут аналогом настоящих. При этом, важно обучить ребенка понимать, что деньги - это не просто бумажки или монетки, а ценность и средство обмена. Можно объяснить им, что деньги зарабатываются трудом и их нужно тратить с умом, чтобы купить то, что мы хотим или что нам действительно необходимо. Таким образом, игра с деньгами становится полезным и интересным способом учиться финансовой ответственности.
4. Копилка. Уже с самого маленького возраста, мы можем предложить детям копилку, куда они будут складывать специальные монетки, полученные за хорошие дела. Через определённое время мы считаем монетки, и я предлагаю ребятам 2 варианта: либо мы ещё копим монетки, либо я дарю ребятам что-то на сумму, которая у нас накопилась. Также у ребят дома есть копилки, в которые они складывают настоящие деньги, полученные за какое-то хорошее дело. Важно сделать процесс складывания денег в копилку регулярным и осмысленным. Например, можно предложить ребенку небольшое вознаграждение или заслуженное похвалу, когда он накопит определенную сумму. Это поможет детям понять ценность накоплений и научиться терпению, а также даст им возможность осознанно выбирать, на что они хотят потратить свои деньги.
5. Детский банк. Мы создали своего рода маленький банк для ребят, где они смогут записывать свои доходы и расходы. Это поможет им развить навыки учета и анализа своих денежных операций. Для детей дошкольного возраста можно использовать простую таблицу или блокнот, где они будут отмечать, сколько денег у них было, сколько они потратили и сколько осталось. Вместе с ребенком можно обсудить, какие расходы были необходимыми, а какие - излишними или не очень разумными. Такой подход даст возможность детям осознанно планировать свои траты и сохранять направление на достижение финансовых целей.
6. Благотворительность. Учите ребенка быть благодарным и заботливым. Объясните им, что не все люди могут себе позволить все, что они хотят, и поощряйте участие в благотворительных акциях. Например, вы можете предложить ребенку отложить некоторую сумму денег для помощи нуждающимся, совместно оплатить игрушки или книги для благотворительных организаций или поучаствовать в городских благотворительных акциях. Также можно просто накормить птиц и бездомных животных. Таким образом, дети будут осознавать свою роль в обществе и ценность ресурсов, а также развивать эмпатию и гуманитарные ценности.
7. Финансовые игры. Самая простой вариант прочувствовать деньги – это игра в «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Банк», «Магазин», «Торговый центр», «Кафе», «Ателье», «Почта», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Детский мир», и т. д. Деньги могут быть условные (листочки, камешки, бумажки, а могут быть настоящие или распечатанные.
8. Показывайте ребенку финансовые мультики
С любимыми героями интереснее изучать сложные темы. Поэтому в денежном вопросе ребенку могут помочь «Смешарики», «Фиксики», «Три кота», «Азбука денег тетушки Совы».
9. Читайте финансовые книги.
Чтобы обучение давалось детям проще и интереснее, можно разбирать различные финансовые ситуации в сказках или рассказах художественной литературы. Можно использовать вот такую подборку:
• Н. Носов «Незнайка на Луне»
• А. Толстой «Приключения Буратино»
• К. Чуковский «Муха-Цокотуха»
• Ганс Христиан Андерсен «Дюймовочка»
• Ш. Перро «Кот в сапогах»
• А. С. Пушкин «Сказка о попе, и о его работнике Балде»
• А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
• Ганс Христиан Андерсен «Огниво»
• В. П. Катаев «Цветик-семицветик»
• Народная сказка «3 поросенка»
• Народная сказка «Заюшкина избушка»
• Народная сказка «Вершки-корешки»
• «Волшебный банкомат» Попова Т., Булавкина А.
• «Книга будущего миллионера: богатство и бедность, золото и деньги, твои личные деньги» Д. Бейли
• Энид Блайтон «Приключения Нодди в игрушечном городе»
• Елена Ульева «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»
• Б. В Минин сказка «Доверчивый зайчик»
• Сергей Федин «Финансовая грамотность»
• Тимур Мазаев и Елизавета Филоненко «Дети и деньги»
• Сергей Биденко и Ирина Золотаревич «Как рассказать детям о деньгах»
• Белорусская сказка «Один заработанный рубль»
• «Петушок и бобовое зернышко» К. Д. Ушинский
• «Федорино горе» К. И. Чуковский
• «Хаврошечка» Л. Н. Толстой
• «Сказка о попе и его работнике Балде» А. С. Пушкин
• Русская народная сказка «Морозко»
• «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин
• Русские народные сказки: «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила»
• «Лисичка со скалочкой» А. Зайцев
• «Дудочка и кувшин» В. Катаев
• «Выгодное дело» Братья Гримм
• «Муха Цокотуха» К. Чуковский
• «Огниво» Г. Х. Андерсен.
• «Мальчик с пальчик» Ш. Перро
• «Чудесная рубашка» А. Н. Афанасьева
• «Аленький цветочек» С. Т. Аксаков
• «Новое платье короля» Г. Х. Андерсен
• «Кот в сапогах» Ш. Перро
• «Как старик корову продавал» С. Михайлов
• Народная сказка: «Лиса и козёл»
• Крылов «Стрекоза и муравей»
• Ш. Перро «Золушка»
• Сказка «Колосок»
10. Покажите ребенку, что у каждой вещи есть своя цена.
Познакомьте ребёнка с покупками в крупных магазинах и смыслом чека. Попросите его самого расплатится на кассе. Чтобы избежать импульсивных покупок ребенка, составьте список желаемого и определите, что нужно сделать, чтобы это купить. Например, «Если займешь призовое место в конкурсе, то получишь интересный приз». Главное, не поощрять ребёнка за то, что он хорошо выполняет задание или убирается в комнате. Так, он может начать шантажировать. Поощряйте только сверхусилия – то, что не входит в его обязанности.
Важно помнить, что развитие финансовой грамотности у детей - это долгий и постоянный процесс, в котором игровой и интересный подход является главным помощником. Надеемся, что эти лайфхаки помогут вам в воспитании финансово грамотного ребенка и подготовят его к успешной жизни в будущем.