Самойленко Виктория
Консультация для родителей «Звуковой анализ слов. Как помочь ребёнку в формировании звукового анализа слов?»
▼ Скачать
«Звуковой анализ слов.
Как помочь ребёнку в формировании звукового анализа слов?»
(консультация для родителей)
Подготовила:
Самойленко В. В.
учитель-логопед
МБДОУ д/с № 64
г. Таганрог
Что такое звуковой анализ?
Публикация «Консультация для родителей „Звуковой анализ слов, Как помочь ребёнку в формировании звукового анализа слов?“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для родителей
- Темочки
Одно из направлений в современной логопедии – формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?
Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.
Синтез – это процесс мысленного соединения в единое целое отдельных частей предмета и его признаков, полученных в процессе анализа.
Звуковой анализ – это определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твердый – мягкий). Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики.
Как проявляются нарушения звукового анализа?
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т. е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки, установление их количества и последовательности.
При нарушении процессов звукового анализа ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает фонематическую сторону, т. е. последовательность звуков его составляющих.
Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове, определить последовательность звуков. Поэтому звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.
Игры на развитие звукового анализа.
«Назови первый звук в слове»
Игра может проводиться при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет первый звук в слове и бросает мяч взрослому.
«Назови слово на заданный звук»
Игра может проводиться при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.
«Куда спрятался звук?»
Игра может проводиться при помощи мяча. Взрослый задаёт звук, называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, определяет место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова) и бросает мяч взрослому.
И вот первый этап обучения пройден: ребенок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово; он сам может сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук; он легко подбирает слова на заданный звук, определяет место звука в слове. Но это еще не значит, что ребенок научился звуковому анализу слов.
Что значит «провести звуковой анализ слова»?
Провести звуковой анализ слова - это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.
Что это значит? Если Вы спрашиваете ребенка, из каких звуков состоит слово «дом», а он отвечает вам: «В слове «дом» есть звук [о], звук [д] и звук [м]», это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет еще провести его звуковой анализ.
А ведь звуковой анализ – основа грамотного письма. Только представьте себе, что получится, если ваш ребенок будет записывать звуки в слове в произвольной последовательности!
Учимся проводить звуковой анализ слова!
Гласные звуки – это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своем пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. При произнесении этих звуков струя воздуха не встречает никакой преграды. Эти звуки можно пропеть свободно. Пропойте их вместе с ребенком: [а], [о], [у], [ы], [э], [и]. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
Согласные звуки — звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, язык и небо. Произнесите эти звуки вместе с ребенком: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Мягкие звуки мы обозначаем зеленым цветом, а твердые согласные - синим.
ОБРАЗЕЦ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ
Обозначаем звуки квадратами или кружками соответствующего цвета: С - синий, З - зелёный, К - красный.
М А К - С К С
Л И С А - З К С К
Звуковая схема слова – это последовательность символов (квадратов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
Чтобы ребенку было интересно, используйте развлекательные моменты, старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое. Схемы слов ребенок может составлять не только при помощи карточек, но и при помощи: мелких пуговиц, прищепок, карандашей, кубиков, пирамидок, игрушек соответствующих цветов и т. д. Это способствует развитию мышц пальцев.
Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру будет в том случае, если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую ребенку нужно открывать или закрывать самостоятельно.
Помните, в ваших силах помочь ребенку преодолеть трудности, связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и синтеза в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребенку успешно учиться в школе!