Лучший педагог года

Консультация для родителей «Звуковой анализ слов. Как помочь ребёнку в формировании звукового анализа слов?»

Самойленко Виктория
Консультация для родителей «Звуковой анализ слов. Как помочь ребёнку в формировании звукового анализа слов?»
▼ Скачать

«Звуковой анализ слов.

Как помочь ребёнку в формировании звукового анализа слов

(консультация для родителей)

Подготовила:

Самойленко В. В.

учитель-логопед

МБДОУ д/с № 64

г. Таганрог

Что такое звуковой анализ?

Публикация «Консультация для родителей „Звуковой анализ слов, Как помочь ребёнку в формировании звукового анализа слов?“» размещена в разделах

Одно из направлений в современной логопедии – формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?

Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.

Синтез – это процесс мысленного соединения в единое целое отдельных частей предмета и его признаков, полученных в процессе анализа.

Звуковой анализ – это определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твердый – мягкий). Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики.

Как проявляются нарушения звукового анализа?

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т. е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки, установление их количества и последовательности.

При нарушении процессов звукового анализа ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает фонематическую сторону, т. е. последовательность звуков его составляющих.

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове, определить последовательность звуков. Поэтому звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Игры на развитие звукового анализа.

«Назови первый звук в слове»

Игра может проводиться при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет первый звук в слове и бросает мяч взрослому.

«Назови слово на заданный звук»

Игра может проводиться при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.

«Куда спрятался звук?»

Игра может проводиться при помощи мяча. Взрослый задаёт звук, называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, определяет место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова) и бросает мяч взрослому.

И вот первый этап обучения пройден: ребенок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово; он сам может сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук; он легко подбирает слова на заданный звук, определяет место звука в слове. Но это еще не значит, что ребенок научился звуковому анализу слов.

Что значит «провести звуковой анализ слова»?

Провести звуковой анализ слова - это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.

Что это значит? Если Вы спрашиваете ребенка, из каких звуков состоит слово «дом», а он отвечает вам: «В слове «дом» есть звук [о], звук [д] и звук [м]», это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет еще провести его звуковой анализ.

А ведь звуковой анализ – основа грамотного письма. Только представьте себе, что получится, если ваш ребенок будет записывать звуки в слове в произвольной последовательности!

Учимся проводить звуковой анализ слова!

Гласные звуки – это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своем пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. При произнесении этих звуков струя воздуха не встречает никакой преграды. Эти звуки можно пропеть свободно. Пропойте их вместе с ребенком: [а], [о], [у], [ы], [э], [и]. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Согласные звуки — звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, язык и небо. Произнесите эти звуки вместе с ребенком: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Мягкие звуки мы обозначаем зеленым цветом, а твердые согласные - синим.

ОБРАЗЕЦ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ

Обозначаем звуки квадратами или кружками соответствующего цвета: С - синий, З - зелёный, К - красный.

М А К - С К С

Л И С А - З К С К

Звуковая схема слова – это последовательность символов (квадратов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

Чтобы ребенку было интересно, используйте развлекательные моменты, старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое. Схемы слов ребенок может составлять не только при помощи карточек, но и при помощи: мелких пуговиц, прищепок, карандашей, кубиков, пирамидок, игрушек соответствующих цветов и т. д. Это способствует развитию мышц пальцев.

Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру будет в том случае, если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую ребенку нужно открывать или закрывать самостоятельно.

Помните, в ваших силах помочь ребенку преодолеть трудности, связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и синтеза в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребенку успешно учиться в школе!

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик»Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик» Цель: развитие навыков звукового анализа. Задачи: - учить определять первый звук в слове; - развивать буквенный гнозис - упражнять в узнавании.

Игра для развития навыка звукового анализа слов «Какой это звук?»Игра для развития навыка звукового анализа слов «Какой это звук?» Игра для развития навыка звукового анализа слов «Какой это звук?» Цель: развивать фонематический слух детей; развивать навыки детей различать.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе»Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе» У вас в семье изменились планы - переезд на новое место жительства. Так бывает в семьях очень часто в силу разных причин или обстоятельств.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку повзрослеть. Кризис трёх лет» Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в понятии "кризис трёх лет", а также, что делать, как себя вести, как реагировать.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку проснуться в хорошем настроении?»Консультация для родителей «Как помочь ребёнку проснуться в хорошем настроении?» Родителям очень нравится наблюдать за своим ребёнком, когда он спит. Сон ребёнка обычно беззаботный и безмятежный. Часто про спящего ребёнка.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку спокойно заснуть?» Если ваш ребёнок плохо спит, если его мучают ночные страхи или же ему страшно засыпать одному, посидите с ним, но не ложитесь рядом. Предложите.

Консультация для воспитателей «Как помочь ребёнку обрести друзей в детском саду» Родители ведут детей в детский сад в надежде, что ребёнок будет находиться в социуме, у него появятся друзья, он будет развиваться и с удовольствием.

Мастер-класс по оформлению дидактического материала для звукового анализаМастер-класс по оформлению дидактического материала для звукового анализа Рада приветствовать, вас, уважаемые коллеги, на сегодняшнем мастер-классе! Как вы знаете для занятий с детьми нам необходимы дидактические.

Пособие по формированию навыка звукового и слогового анализа и синтеза словПособие по формированию навыка звукового и слогового анализа и синтеза слов Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Звуковой анализ слов. Как помочь ребёнку в формировании звукового анализа слов?»
Опубликовано: 11 марта 2024 в 12:00
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Звуковой анализ слов. Как помочь ребёнку в формировании звукового анализа слов?»» (включая файлы) размещена пользователем Самойленко Виктория в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД