Марина Роттер
Конспект ООД «Звуки [Ш] и [С] в гостях у ребят»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуки [Ш] и [С] в гостях у ребят»
Цель: развитие фонетико - фонематической представлений детей.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
-уточнение артикуляционных и акустических особенностей звуков[Ш] и [С];
-закрепление сформированных условно-рефлекторных связей на звуки [Ш] и [С];
- закрепление знаний о механизме образования звуков [С]–[Ш] и их особенностях, отличительных дифференцировок артикуляционных и акустических признаков этих звуков;
Публикация «Конспект ООД „Звуки [Ш] и [С] в гостях у ребят“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
- развитие фонематического слуха и закрепление его на данные акустические образы;
-автоматизация и дифференциация звуков [Ш]- [С] на слухи в произношении изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, в связной речи;
Коррекционно – развивающие:
- развитие логического мышления, способности устанавливать логические связи;
- развитие произвольного внимания, переключаемости и концентрации внимания;
- совершенствование навыка использования обобщающих слов по лексическим темам;
-развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памяти.
-развитие мелкой моторики и координации речи сдвижением, связной речи, способности воспроизводить стихотворный текст.
Коррекционно – воспитательные:
-воспитывать внимательное отношение к речи педагога и товарищей;
-развитие навыков сотрудничества в подгруппе, желания поддержать товарищей, доброжелательности, самостоятельности
-формирование активного желания красиво и правильно говорить.
Оборудование: трубы- «моталочки» из картона с «контейнерами» на каждого ребёнка; две клюшки, пластиковые шары по количеству детей; две корзины для дифференциации с буками С и Ш; магнитная доска, таблица артикуляторных и акустических признаков звуков[Ш],[С]) ; деревянные бруски (по 2 на каждого ребёнка); карточки с рисунками на лексические темы: «посуда», «насекомые», «одежда», «домашние животные», «дикиие животные», «животные жарких стран», «музыкальные инструменты», «хлебо-булочные изделия», «фрукты», «транспорт», «музыкальные инструменты», «народные игрушки», «школьные принадлежности». Стол с предметами, муляжами и игрушками: (сковорода и чашка (из набора детской посудки,муляжи ананаса и груши, круассана и пышки, вязанные шапочка и свитер (одежда куклы, фигурки собаки и кошки; слона и шимпанзе, лисы и мышки, стрекозы и шмеля); ластик и карандаш, свистулька и матрёшка, гармошка и гусли.
Ход ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
I Организационный момент.
Дети стоят в групповом помещении (игровая зона).
Учитель-логопед:
- Доброе утро, ребята. Сегодня ко мне обратились нашим знакомым звуки [Ш] и [С] с просьбой помочь им.
II Объявление темы. Вводная беседа.
Ребята, приключилось с нашими звуками вот что : они большие друзья, очень часто играют вместе, но всё время путают, кто из них должен «свистеть», а кто «шипеть», кто держит язычок внизу. А кто вверху, у кого воздух тёплый, у кого прохладный. И в положении губ тоже спорят- «трубочкой» или «улыбочкой» их нужно удерживать.
Предлагаю нам с вами помочь нашим друзьям-звукам. Вы согласны?
Дети:
- Согласны.
- Мы им поможем
- Мы помирим и они больше не будут ссориться!
III Развитие фонетико - фонематической представлений детей.
1 Развитие моторики + 2. Повторение артикуляционных и акустических особенностей звуков[Ш] и [С] игра «Трубы-моталочки»
В большом контейнере находятся ленты,на одном конце которых прикреплён маленький контейнер (с графическим изображением одного из признаков звук : (артикуляции губ, снежинка и огонь для обозначения температуры речевого выдоха, символы звуков : насос и шарик, свободным концом лента прикреплена к разноцветной картонной трубке. Задача ребёнка одновременно работая двумя руками закрутить- «намотать» ленту на трубу, извлечь из маленького контейнера графическую «подсказку» и назвать звук. Участвуют дети парами. Остальные дети поддерживают товарищей
Учитель-логопед:
- Отлично, что у тебя за символ, Егор?
- А как ты догадался, что это звук [Ш]?
- Почему ты считаешь, что загадан звук [С]? ит. д.
Дети:
- А потому что тут снежинка, значит воздух холодный, значит [С]!
- Тут губы «трубочкой», точно[Ш]!
- Насосик нарисован, поэтому [С]!
3. Нейроигра «Весёлый хоккей со звуком и мячом»
(Дети самостоятельно берут из корзинки разноцветный мяч и двумя клюшками (в правой и левой рук) ведут мяч к корзинам с буквами С и Ш, одновременно длительно произнося тот звук, подсказку о котором вытащили в предыдущей игре: «с-с-с-с-с-с» или «ш-ш-ш-ш-ш».
Учитель-логопед по окончанию игры:
- Ребята, а какой же звук одержал победу? У кого из них больше мячей?
Дети:
- Поровну!
- Ничья!
- Звуки, вы же друзья, не надо ссориться!
Логопед поощряет ответы детей.
Дети проходят в зону для организованной образовательной деятельности в групповом помещении.
На магнитной доске графические изображения артикуляторных и акустических признаков звуков. На столах у каждого из детей два деревянных бруска и карточка с рисунками по определённой лексической
Учитель-логопед:
Ребята, так совсем не годится. Ссориться друзьям. Предлагаю их помирить. И спеть для них красивые песенки для того, что бы наши друзья не ссорились больше. Чем мы можем им помочь?
Дети: - построить им длинную дорогу, где каждый из них будет петь свою песенку по очереди
- А кто из вас помнит, как мы можем назвать звуки[Ш] и [С] ?
Дети:
- Согласные звуки.
Учитель-логопед:
-Верно, а какие признаки у согласных звуков?
Дети:
- Ответы детей
IV Автоматизация и дифференциация звуков [Ш]- [С] в слогах
4.«Слоговая дорожка» + нейроупражнение
Воспроизведение звукоряда за учителем-логопедом (согласный+гласный, затем построение слога со сменой согласного. Одновременно с произношением дети выстраивают «дорожку» из деревянных брусков, чередуя скрестные движения рук.
СА-ША-СО-ШО-СУ-ШУ-СЫ-ШИ-СЭ-ШЕ.
- Отлично, ребята! Нашим звукам-друзьям очень понравилась ваша дорожка. Говорят вам спасибо и приглашают нас поиграть в игру.
5. «Слоговая башня»+ нейроупражнение
Воспроизведение звукоряда за учителем-логопедом (гласный+согласный, затем построение слога со сменой согласного. Одновременно с произношением дети выстраивают «башню», последовательно выполняя движения: указательный, средний, безымянный палец и мизинец на правой руке сжаты в кулак, большой палец правой руки охватывается указательным, средним, безымянным и мизинцем левой руки, большой палец направлен вверх. Движения повторяются.
АС-АШ-ОС-ОШ-ЭС-ЭШ-УС-УШ-ИС-ИШ.
Учитель-логопед: Молодцы, ребята, какие вы у меня дружные- отличный пример для наших друзей-звуков.
А наши звуки собрались в путешествие. Даже корзинки для своих вещей приготовили (на столе корзинки с буквами С и Ш). Но играли долго и весело, и собрать свои вещи не успели и теперь просят вас о помощи.
Дети:
- Мы поможем!
V Автоматизация и дифференциация звуков [Ш]- [С] в словах
6. «Собери вещи в корзину»
На столе у каждого ребё нка карточки с рисунками на лексические темы: «посуда», «насекомые», «одежда», «домашние животные», «дикиие животные», «животные жарких стран», «музыкальные инструменты», «хлебо-булочные изделия», «фрукты», «транспорт», «музыкальные инструменты», «народные игрушки», «школьные принадлежности»
Перед детьми стол с предметами, муляжами и игрушками: (сковорода и чашка (из набора детской посудки,муляжи ананаса и груши, круассана и пышки, вязанные шапочка и свитер (одежда куклы, фигурки собаки и кошки; слона и шимпанзе, лисы и мышки, стрекозы и шмеля); ластик и карандаш, свистулька и матрёшка, гармошка и гусли. Дети называют обобщающим словам изображенные карточках рисунки и находят на общем столе предметы (игрушки, муляжи) из этой категории, выделяю звуки Ш]- [С] в словах, дифференцируют, раскладывая по корзинкам. При затруднении дети оказывают помощь своим товарищам.
Учитель-логопед:
- Как вы замечательно справились. Какие вы умницы!
А где же всему этому научились?
Дети:
- В детском саду!
Дети выходят в игровую часть группового помещения,
V Автоматизация и дифференциация звуков [Ш]- [С] в предложениях
7. Упражнение на координацию речи с движением «В детском саду»
(Дети стоят в кругу вместе с учителем-логопедом и выполняют движения по тексту)«В детском саду»
Рано утром мы вдвоем
С мамой в детский сад идем. Дети маршируют
На занятиях, друзья,
Нам шуметь никак нельзя! Руки сложить «полочкой» и погрозить указательным пальцем
Буквы учим, цифры знаем
Очень весело играем! Указательным пальцем указываем на лоб, затем вверх;
«ладушки»
Песни мы поём все хором
Мы спортсмены и танцоры! Держимся за руки,
показываем силу, танцевальные движения
Мы и режем, мы и клеем
Вот как много мы умеем! Пальцы- «ножницы», ладонь – «кисть»
Изображаем руками круг
Пусть дождь,
пусть гром
На прогулку мы идем. Руки над головой «делаем крышу», закрываем уши,
маршируем
А потом за стол мы сели
И обед до крошки съели. Полуприсяд,
имитация «едим ложкой»
Почему не слышно нас?
Спят ребята. Тихий час. Пожать плечами
Руки под щеку, глаза закрыть
После сна мы поиграли.
Вечер. Нас домой забрали. Прыжки на месте, фонарики
Прощаются, машут рукой
Ночь пройдет, и опять
В детский сад пора шагать! Руки под щеку, глаза закрыты
маршируют
По окончанию игры дети остаются в игровой части группового помещения.
VI Рефлексия.
Учитель-логопед:
- Молодцы!
-Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным?
Какая игра вам понравилась больше всего?
Дети отвечают на вопросы.
- Думаю, ребята, что вы понимаете, что как бы весело и интересно нам не было играть с нашими друзьями -звуками, нам пора возвращаться к своим привычным занятиям.
VI Итог
Учитель-логопед:
-О чем мы с вами говорили на занятии?
Дети: о звуках [Ш] и [С]