Айнура Сеидова
Музыкальное доминантное, тематическое занятие «Звучащие картинки добра и зла» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное
доминантное, тематическое занятие
в подготовительной группе
Тема :
«Звучащие картины добра и зла в музыке»
Цель:
Комплексное освоение искусства, как средство гармоничного развития личности ребенка.
Программное содержание:
1. Учить воспринимать музыкальное произведение и формировать умение использовать средства выразительности разных видов искусства для создания положительных и отрицательных образов.
Публикация «Музыкальное доминантное, тематическое занятие „Звучащие картинки добра и зла“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Добро и зло. Конспекты занятий, бесед
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
2. Развивать ассоциативное мышление, воображение, фантазию, тембровый, звуковысотный и динамический слух, творческие способности.
3. Воспитывать интерес к классической музыке, внимание, самостоятельность и доброжелательность к окружающим.
Оборудование, методические материалы к занятию :
1. Фортепиано.
2. Записи симфонической музыки.
3. Портреты композиторов – классиков: М. П. Мусоргского, И. Стравинского, В. А. Моцарта.
4. Выставка «звучащих» картин.
5. Лепестки цветов теплой и холодной гаммы.
6. Незаконченный рисунок Жар – птицы для создания композиции.
7. Раскрашенные перья Жар – птицы для завершения композиции и форма получения оценки знаний.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал
Музыкальный руководитель (поет) :Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Музыкальный руководитель : Сегодня вас вновь ждет встреча с музыкой. Но прежде чем прозвучит волшебная мелодия, послушайте, стихотворение о зиме.
Мальчик: Снежные хлопья летят и мелькают,
Снежные хлопья лицо залепляют,
Снежные хлопья глаза нам слепят,
Снежные хлопья нас всех веселят.
Воспитатель: Понравилось вам, ребята, стихотворение? О какой зиме в нем говорится?
Дети: О метельной, снежной.
Музыкальный руководитель : Если бы вы были композиторами, какую бы музыку вы сочинили об этой вьюжной, морозной зиме?
Дети: Мелодия должна быть стремительной, взволнованной, Сначала музыка может звучать тихо, затем становится громче, как будто ветер усиливается. Мелодия танцевального характера. Это танец снежинок, кружащихся в вихре вальса.
Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята, из вас могут получиться настоящие композиторы. Вспомните, «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского и попробуйте показать его красоту в движениях.
Танцевальное творчество: «Вальс снежных хлопьев» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Музыкальный руководитель : Метель стихает и, вы легко, как искрящиеся снежинки, тихо полетели и опустились на свои места.
Длинными зимними вечерами под завывание вьюги хорошо слушать сказки. Волшебные сказки начинаются всегда одинаково: «В некотором царстве, в некотором государстве жили – были…»
А как начинаются музыкальные сказки?
Дети: С музыкального вступления.
Музыкальный руководитель : Пусть музыкальным вступлением к нашей сегодняшней встрече будет незатейливая песенка «То не гусельки рокочут». Спеть я вам предлагаю по музыкальным фразам, а поможет вам в этом воробей, который залетел погреться и послушать ваши голоса.
Распевка: То не гусельки рокочут» рус. народная попевка
Музыкальный руководитель : Спасибо, ребята, вы не только пропели песню, но и теплом своих рук согрели маленького воробьишку.
Звенят колокольцами песни – сказки таинственные мелодии.
Какие созвучия, какие краски совсем небывалые вроде бы.
Травой они шуршат под ногою, звездой в озерах качаются,
То вдруг обернутся Бабой Ягою, а то вдруг – спящей красавицей.
Именно о добре и зле в музыке мне хочется поговорить сегодня с вами.
Я приглашаю вас посетить выставку необычных картин – звучащих, музыкальных. Чтобы их лучше понять, подумаем:
-Что в своем творчестве для выражения мысли использует хужодник?
Дети: Кисти, краски.
Воспитатель: Цвета теплых тонов (показ) в произведениях живописи рисуют радость, добро, свет, благополучие. Как вы думаете, ребята, какими красками художник рисует холод, зло, страх, тьму?
Дети: Художник использует краски холодных тонов (называют цвета).
Музыкальный руководитель : Если бы вы были художниками, какими красками вы нарисовали бы друга, свое настроение (ответы детей)
Воспитатель: Каким может быть настроение человека?
Дидактическая игра «Мое настроение»
Музыкальный руководитель : Улыбка тоже может быть разной. Едет Иванушка – дурачок на печи, и мы улыбаемся доброй улыбкой. Обидел хулиган малыша и смеется, а смех у него злой, плохой.
Воспитатель: Если художнику нужны кисти, краски, что же требуется для создания красочной картины писателям, поэтам?
Дети: Слова.
Музыкальный руководитель : А что необходимо композитору, музыканту?
Дети: Нотная грамота, знание музыкального языка, умение играть на музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель : Как краски в произведениях живописи, так и средства музыкальной выразительности (динамика, тембр, ритм) так же передают красоту мира, его образы и настроение.
Живут волшебники на свете, случаются чудеса,а подтверждение этому- песня Б. Савельева. Давайте украсим ее звучание тембрами ваших голосов.
Исполнение песни «Живут волшебники на свете» муз. Б. Савельева.
Музыкальный руководитель : А сейчас, при помощи волшебной палочки дирижера я превращу всех вас в художников, поэтов, музыкантов, композиторов.
Дидактическая игра «Превращение»
Музыкальный руководитель : Занимайте места в трех творческих мастерских. Вспомните! В сказке сияние и блеск пера Жар – птицы помогло Ивану выстоять в смертельном бою.
Перед вами – незаконченный образ сказочной птицы, Воспитатель будет загадывать загадку. Ваша задача: отгадав ее, подобрать краски живописи, слова, характеризующие мелодию музыкального образа.
За каждый правильный ответ вы получаете перо для своей Жар – птицы и. в результате нашей с вами работы, мы увидим, чья птица будет ярче ослеплять своей сказочной красотой.
Воспитатель: «Стоит в лесу избушка, а в ней живет старушка,
Горбатая и злая, зубастая, плохая.
Если в лес ты пойдешь в глушь дремучую,
Сразу к ней попадешь в печку жгучую»
Дети: Баба Яга.
(показ рисунка Бабы Яги)
(ответы детей по группам : 1 – мастерская – краски живописи; 2 мастерская – словесный портрет; 3 мастерская – характер музыки)
Музыкальный руководитель : Послушаем, как с помощью музыкальных красок нарисовал Бабу Ягу в своей инструментальной пьесе М. П. Мусоргский (открываем портрет М. П. Мусоргского)
Слушание: «Баба Яга» муз. М. П. Мусоргского
Музыкальный руководитель : Громкую, порывистую, стремительную музыку сочинил композитор, страшную героиню нарисовал он своими музыкальными красками.
Воспитатель: Вас ждет следующая загадка: «Кто всех на свете добрей и нежней?
Кто доброта наших солнечных дней?»
Дети: Мама.
(ответы ребят по группам : 2 мастерская – краски живописи; 3 мастерская - словесный портрет; 1 мастерская – характер музыки; воспитатель поощряет ответы «перьями» Жар – птицы)
Музыкальный руководитель : Кто из вас, ребята, хочет исполнить роль дирижера?
Пусть дети за руки возьмутся, слова и музыка сольются!»
Исполняется песня: Доброты моей цветочек» муз С. Егоровой
Музыкальный руководитель : Молодец (называет имя ребенка, настоящий руководитель хора.
Хорошо справилась с ролью дирижера, ребята пели дружно и слаженно. Обратите внимание, ребята, на следующий рисунок.
Воспитатель: Перед вами портрет сказочного героя, Посмотрите, какой грустный гном изображен на рисунке. Ему, наверное, очень страшно и одиноко.
Музыкальный руководитель : Я предлагаю послушать два музыкальных отрывка, и подумать, какой из них лучше подойдет к настроению героя.
Слушание: «Гном» М. П. Мусоргского (фрагмент)
«Рондо в турецком стиле» В. А. Моцарта
(фрагмент)
Музыкальный руководитель : Молодцы, правильно догадались. Первый музыкальный отрывок больше подходит к передаче настроения гнома. Его грусть от одиночества слышится в музыке М. П. Мусоргского. Что может улучшить его настроение? Конечно, наша игра в оркестре. Кто из вас, ребята, хочет воспользоваться этой волшебной палочкой дирижера?
Исполнение: «Рондо в турецком стиле» В. А. Моцарта (фрагмент)
Воспитатель: хоть зло на проделки хитро, всегда побеждает…
Дети: Добро.
Воспитатель: Есть замечательный мультфильм, где герой произносит чудесные слова.
Музыкальный руководитель : Предлагаю ребятам самим отгадать по музыкальному вступлению песни, о каком герои, идет речь, и что за слова он говорил.
Дети: Кот Леопольд говорил: «Ребята, давайте жить дружно»
Музыкальный руководитель : Предлагаю разучить танец «Если добрый ты»
Разучивание танца с пением «Если добрый ты» муз. Савельева
Музыкальный руководитель : Продолжим работу в творческих мастерских.
Одному из самых фантастических и красочных образов – жар – птице посвятил свой балет И. Стравинский. Жар – птица и сама неслыханно прекрасна, ее оперение сияет всеми мыслимыми цветами и оттенками, буквально ослепляет. Но пейзаж, в котором она появляется – безмолвное, причудливое Кощеево царство, нарисованное как будто неземными мрачными красками. (беседа сопровождается показом рисунков и портрета И. Стравинского)
Музыкальный руководитель : Добро и зло. Оно всегда рядом с нами. Но не всегда мы их различаем и узнаем. Предлагаю послушать два фрагмента из балета И. Стравинского «Жар – птица»; «Пляс Жар – птицы» и «Поганый пляс Кощеева царства» и самостоятельно определить сказочные образы.
Слушание фрагментов из балета «Жар – птица» И. Стравинского.
( ответы детей: 3 мастерская- краски живописи, 1 мастерская – словесный портрет, 2 мастерская – характер музыки)
Музыкальный руководитель : «Пляс Кощеева царства» : злобные, жуткие завывания слышим мы вместо танца, но ведь слуги Кощеева царства и есть воплощение зла. «Скачет черный всадник на черном коне, наступила ночь в Кощеевом царстве… Скачет белый всадник, и побежден Кощей, разрушено его темное царство. Как маленькие языки пламени, звучат короткие напевы. Весь оркестр передает трепет и блеск огня, Но этот – совсем не обжигает, он светит, играет, зажигает огонь внутри нас.
Светлее стало в нашем зале от ваших сказочных птиц. С заданиями все успешно справились, молодцы. Кто из вас хочет показать этот сказочный образ в движениях?
Воспитатель: «Сладких яблок аромат заманил Жар – птицу в сад.
Перья светятся огнем, и светло в ночи, как днем»
Повторное слушание фрагмента их балета И. Стравинского «Пляс Жар – птицы» (во второй части танца появляется с танцем Жар – птица)
Жар – птица: Тепло и заботу в душе сбереги, с добрых героев пример ты бери.
Сам для других ты волшебником будь.
Детство уйдет, ты его не забудь.
Музыкальный руководитель : Сегодня мы с вами как добрые волшебники смогли прикоснуться к сказке своей волшебной палочкой музыканта, художника, поэта. Пусть доброе, радостное выражение ваших лиц, улыбки и интерес к окружающему нас миру останутся надолго.