Папки-передвижки

Золотая середина воспитания

Татьяна Клюева
Золотая середина воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей. Известны лишь два вида воспитания – организованное (общественное) и семейное. Со дня открытия первого детского сада решался вопрос: как сочетать детский сад и семью в вопросах обучения и воспитания; кто главный, а кто ведомый в этом процессе?

Публикация «Золотая середина воспитания» размещена в разделах

Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, так же как и семья не может воспитать ребенка изолированно от общества. В «Концепции дошкольного воспитания» зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно установление оптимального баланса между семьей и детским садом в воспитании детей.

А это предполагает соблюдение следующих принципов:

1. родители и педагоги являются партнерами в воспитании и развитии детей;

2. единое понимание педагогами и родителями цели и задач в воспитании и обучении;

3. помощь, уважение и доверие к ребенку;

4. знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи;

5. постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Сотрудничество и партнерство между семьей и детским садом – это та золотая середина, которая способствует достижению общей цели: становлению личности ребенка, его успешной социальной адаптации. Это хорошо должны понимать и родители и педагоги.

Современная семья в ситуации сложной экономической обстановки переживает серьезный кризис, он выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к родительству, снижение социальной установки на воспитание, образование детей. Противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка. Все это усиливает эмоциональную напряженность в семье, отрицательно влияет на развитие детей.

Кризисная ситуация конца XX века способствовала разрушению достигнутого уровня дошкольного образования (сокращение сети, низкий охват детей дошкольным образованием, объявление детского сада необязательной ступенью образования).

С другой стороны государство провозгласило возрождение, становление гражданского общества, в котором жить, трудиться, любить, воспитывать своих детей предстоит сегодняшним малышам. И от того, какими они будут, как образованы, а, главное, как воспитаны ( недаром говорят: “образование без воспитания - меч в руках сумасшедшего”) будет зависеть, какое возрождаем общество. Счастливо ли, интересно ли в нем станет жить.

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. И с этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга.

Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если образовательное учреждение будет поддерживать связь с семьей и вовлекать их в свою работу.

Кажется, истина очевидна! В воспитании сегодняшнего малыша, будущего гражданина, заинтересованы и родители, и детский сад. Родители стремятся вырастить, хорошо воспитать малыша, воспитатели стремятся сделать то же самое и помочь в этом родителям. Задача детского сада “ повернуться” лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка, особенно ребенка, отягощенного патологией в развитии. Именно взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, в котором первостепенное значение приобретает не вопрос о том, кто за что в ответе, кто “ведет”, а кто “ведомый”, кто кому должен и должен ли; стоит задача выстраивания таких отношений между детским садом и родителями, которые позволили бы добиться максимальной пользы для психического, физического и нравственного благополучия ребенка.

Литература:

1. «Концепция дошкольного воспитания» 2003год.

2. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.» О. В. Солодянкина. М. : АРКТИ, 2004 год

Публикации по теме:

Формы работы с родителями. Практическая работа с семьёй Цель. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает обмен мыслями,чувствами,переживаниями;направлено на повышение педагогической культуры.

Задачи воспитания и обучения детей с 2–3 лет («Программа воспитания и обучения» Васильевой») Вашему вниманию представлена презентация, в основе которой лежит "Программа воспитания и обучения детей с 2-3 лет в детском саду" Васильевой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Золотая середина воспитания
Опубликовано: 26 июля 2013 в 18:26
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Золотая середина воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Клюева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД