Ирина Хасанова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Знакомство со свойствами камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать интерес к камням.
Задачи:
Область «Познание» :
1. Развивать умение узнавать и называть свойства камней.
2. Формировать сенсорные ощущения, умение обследовать камни, называть.
3. Дать представления о том, что камни в природе есть речные и морские; камни тяжелые и твердые, поэтому их используют в строительстве зданий, дорог, мостов.
4. Учить детей практическому обследованию предметов. Учить делать умозаключения, выводы.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Знакомство со свойствами камней“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Область «Коммуникация» :
5. Учить употреблять в речи правильные формы названий камней.
6. Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателя отвечать на вопросы.
Область «Художественное творчество» :
7. Развивать эстетический вкус, воображение, художественно-творческие способности.
8. Дать первое представление о ценных камнях, которые используются для украшения построек, в изготовлении памятников, сувениров (гранит, мрамор, показать изделия из драгоценных камней (женские украшения, броши, браслеты).
Область «Социализация» :
9. Воспитывать настойчивость в достижении цели, аккуратность, чувство взаимопомощи.
10. Учить отгадывать загадки.
11. Д/игра «Опиши камень».
Оборудование и материалы:
Набор морских и речных камней; иллюстрации с изображением мостов, зданий, станций метро, памятников. Несколько сувениров и женских украшений из драгоценных и полудрагоценных камней; кусок дерева; гвозди; молоток; стаканчики с водой; лупы; пластилин.
Магнитофон, записи классической музыки.
Материал остаётся в уголках для дальнейшей самостоятельной деятельности.
Предварительная работа
1) Организация развивающей среды: рассматривание коллекции камней
2) Беседы о камнях.
3) Загадывание загадок;
Формы организации совместной деятельности
Сюрпризный момент, ситуативная беседа, рассматривание иллюстраций с изделиями из камней.
Проведение НОД:
Воспитатель:- Ребята, наша группа переоборудована в лабораторию. Что делают в лаборатории? Вы знаете как себя нужно вести в лаборатории? (дети называют правила поведения). Давайте наденем фартуки и пройдем в лабораторию.
Воспитатель:- Ой, дверь не открывается, здесь что-то написано: «Вы войдете, если отгадаете загадку». Воспитатель загадывает загадку про камень:
Ветер на него дует,
Вода его мочит,
А люди его ценят.
Ведь он могуч и прочен.
Дети отгадывают и заходят в группу. Там стоят столы с приготовленным материалом для опытов.
В группе из-за ширмы появляется камень. Он говорит: «Здравствуйте, я профессор Камень Глыбович. Сегодняшний день посвящен камням. В нашей лаборатории собрана коллекция камней. Я предлагаю вам их рассмотреть» (дети рассматривают).
Рассказ воспитателя о камнях и где они используются.
Воспитатель: Много камней встречается в горах. Это горные камни. Где еще можно встретить камни? (В море). Хотите узнать много интересного о свойствах камней?
Воспитатель предлагает детям сесть за столы для проведения опытов.
Опыты:
Воспитатель: Рассмотрите камни и выложите их в ряд от самого большого до самого маленького. Найдите и покажите самый большой и маленький. (Дети раскладывают камни по размеру на столе).
Воспитатель: Потрогайте камни на ощупь. Какие они? (одни гладкие, другие шероховатые). Найдите самый гладкий камешек и шероховатый. (Дети находят и показывают).
Воспитатель: Теперь возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином. Он изменяет свою форму, если мы сжимаем его? (Меняет форму пластилин. Он мягкий и из него можно лепить). А камень меняет форму? (Нет-он твердый).
Вывод: Значит камень твердый, а пластилин мягкий.
Воспитатель: Возьмите камешек и опустите его в воду. Посмотрите, камень тонет? (Да). Он легкий или тяжелый? (Тяжелый). Растворился в воде? (Нет, не растворился, мы его видим).
Воспитатель: Как вы думаете, дети, могут ли камни звучать? Постучите ими друг о друга. Дети стучат камешками. Что они издают? (Звук) А еще камни могут шипеть. Попробуйте, капните на мел лимонной кислотой и прислушайтесь. Дети слушают, как шипит кислота.
Воспитатель: Теперь возьмите лупу и через неё посмотрите на камень, что на нем видим? (трещинки).
Воспитатель: Давайте ещё раз вспомним свойства камней. (Дети называют свойства, а воспитатель выставляет на фланелеграф карточки со свойствами).
Д/игра «Опиши камни». (Воспитатель выставляет на фланелеграф схемы, с их помощью дети описывают свойства камней)
Воспитатель:- Вот сколько у камней свойств и поэтому люди используют их в строительстве. А ещё в лаборатории есть выставка камней. Давайте подойдем и рассмотрим их.
Дети рассматривают выставку из драгоценных и натуральных камней и изделий сделанных из них.
Воспитатель: Уважаемый профессор, нам очень понравилось в лаборатории, мы узнали много нового и интересного. Спасибо Вам.
Профессор угощает детей «камушками» - конфетами.
Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах:
1) Ситуативный разговор;
2) Рассматривание альбомов, иллюстраций с изображением изделий из камней. Организация выставки по теме «Камни».
3) Дидактические игры «Опиши камень».
Взаимодействие с родителями:
1) Предложить родителям познакомить детей с камнями и изделиями из них.
2) Организовать выставку совместных работ «Поделки из камней», изготовленных разной техникой (рисунок, аппликация, оригами, и др.).