Людмила Келехсашвили
Знакомство со сказкой с использованием схем (из опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Для современных детей в силу огромного количества зрительной информации становится сложнее и сложнее воспринимать, усваивать и запоминать информацию словесную.
Многие дети испытывают речевые проблемы: *испытывают сложности при пересказе произведений художественной литературы, рассказыванию различных историй, сочинении сказок, в связи с неспособностью грамматически правильно построить предложение, изложить свои мысли; * у них бедная диалогическая речь: они затрудняются сформулировать вопрос, построить краткий и развернутый ответ; * затрудняются построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Публикация «Знакомство со сказкой с использованием схем (из опыт работы)» размещена в разделах
Самая благоприятная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это сказка.
Сказка - неизменный спутник детства - играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми героями. Сказка, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Пересказу сказки принадлежит особая роль в формировании связной речи детей дошкольного возраста. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение передать характерные особенности героев, правильное построение предложений.
Важным приёмом пересказа произведения художественной литературы - является использование таблиц. Такие наглядные таблицы или схемы помогают ребёнку видеть чёткий план рассказа. Таблицы выступают планом-подсказкой, с помощью которого дети дошкольного возраста могут последовательно пересказывать сюжет сказки или рассказа.
Мной были разработаны таблицы, к сказкам, которые входят в общеобразовательную программу дошкольного образования для детей старшей группы (от 5 до 6 лет) и детей подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет).
При работе с таблицами строго соблюдается принцип от простого к сложному. Содержание таблицы – это предметное, графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другим путем выделения главных смысловых звеньев сюжета.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям и соответствовало их возрасту. Для схем, в основном, были выбраны геометрические фигуры. В начале они цветные, для передачи характерных признаков героев сказки. Затем в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Методика проведения работы с детьми по таблицам: 1этап. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
2этап. Осуществляем перекодирование информации, т. е. преобразуем символы в образы.
3этап. После перекодирования осуществляем пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит метод запоминания.
В процессе подготовки детей к пересказу сказки, таблицы помогают отработать выразительность речи, мимические особенности героев, их характер. При рассматривании иллюстраций, плоскостных изображений героев, выделяется их настроение, особенности поведения в этой сказке. Воспитатель дает образец различных диалогов. Отработка выразительности речи, мимики ведется индивидуально или с небольшой подгруппой детей.
Постепенно осуществлялся переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с взрослым. Если на начальном этапе работы давались готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. таблицы с детьми старшего дошкольного возраста создаем, придумываем вместе, сообща. Дети самостоятельно зарисовывают их, рисуют цифры. Можно указывать стрелками последовательность пересказа.
В результате работы дети познакомились со множеством интересных сказок, научились преобразовывать абстрактные образы в символы (т. е. составлять схемы и работать с ними, стали чаще устраивать инсценировки и драматизации текстов, составляют описательные рассказы, придумывают собственные сказки. У детей появилось желание пересказывать сказки – как в образовательной деятельности, так и в повседневной жизни, расширился круг знаний об окружающем мире, дети преодолели робость, страх перед рассказыванием сказки, научились свободно держаться перед аудиторией. В беседах с родителями выяснилось, что они стали чаще читать детям художественную литературу дома, заинтересовались проблемой развития речи и памяти детей, появился интерес к методике «мнемотехника».
Сказка "Кот, петух и лиса"
Сказка "Зимовье"