Таля Тебежекова
Опыт работы «Знакомство со сказками Виталия Бианки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство со сказками Виталия Бианки»
Среди разнообразных средств приобщения детей к природе важная роль художественной литературе. Книжка, как заметил писатель Н. Сладков, не может заставить читателя полюбить природу. Но талантливая книга, прочитанная в детстве, когда впечатления особо остры и глубоки, способна пробудить любознательность, активный интерес к жизни природы на всю жизнь.
Темочки:
Особое место в литературе для детей принадлежит Виталию Валентиновичу Банки. Его рассказы, сказки, удивительная энциклопедия природы – «Лесная газета» - рассказывают многие загадки и тайны природы. Произведения В. В. Бианки помогают отвечать на многие вопросы из жизни природы. Уже сами названия вызывают необходимость поиска ответа: «Где раки зимуют?», «Чей нос лучше?», «Кто чем поет?», «Чьи ноги?»… Примечательно: в основе всех произведений автора лежат его собственные наблюдения над жизнью леса, его обитателей. Создавая книги, писатель ставил перед собой задачу – приучать ребят самостоятельно вести наблюдения за явлениями природы, самостоятельно отвечать на ее загадки. Можно сказать, что Бианки – один из первооткрывателей нового жанра для самых маленьких – научной сказки.
Сказки В. В. Бианки очень точно совпадают с потребностями ребенка. Они вовлекают маленьких читателей в волшебный мир, дают возможность пережить события и приключения героев – насекомых, птиц, зверей – и незаметно для себя познать биологические сведения и закономерности. Высокая художественность, занимательность и сказочность в соединении с научность точностью делают произведения В. В. Бианки ценным педагогическим материалом.
В данной статье мы хотим поделиться опытом работы по ознакомлению детей младшей группы с книгами Виталия Бианки. Знакомство началось с рассказа о жизни и творчестве писателя. Но до этого занятия в группе экспонировали книги Виталия Бианки. Читали их в свободное время.
Из рассказа воспитателя дети узнали, что Виталий Валентинович Бианки родился в Санкт-Петербурге. Отец его был ученым-биологом, работал в Зоологическом музее, изучал жизнь птиц. Виталий Валентинович, будучи маленьким, часто ходил в этот музей, так как очень любил рассматривать диковинных животных. В доме у мальчика всегда жили птицы, рыбы, черепахи, змеи. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню Лебяжье. Здесь отец и сын ходили в лес. Отец учил автора выкармливать птенцов, зайчат, белок, ежей. Все увиденное мальчик фиксировал в своем дневнике.
Шли годы, Виталий Валентинович закончил Санкт-Петербургский университет и, как отец, стал орнитологом. Он много путешествовал, изучал родную природу. И когда у него накопилось много записей, решил поделиться своими наблюдениями с ребятами. В. В. Бианки очень любил детей, любил рассказывать им о тайнах природы. Он мечтал чтобы дети жили в дружбе с животными, растениями, оберегали, охраняли их.
Рассказ о жизни писателя настолько заинтересовал детей, что возникло желание посетить зоологический музей.
При последующей образовательной деятельности и в свободное время читали и обсуждали сказки («Хвосты», «Приключения муравьишки»). По прочтении каждого произведения в ходе обсуждения подводили детей к пониманию причинных связей, некоторых биологических закономерностей. Однако ответы тем не менее свидетельствовали: что рассказы Бианки воспринимают как волшебные сказки, действия героев истолковывают как приключения. Природоведческий материал они замечали, однако их внимание привлекали лишь отдельные детали, факты, характеризующие повадки и внешность животных. Любимая сказочная стихия заслоняла на первых порах научное содержание. И тем не мене мы стали знакомить детей с третьим произведением автора – со сказкой «Глупые вопросы». И вот почему: на наш взгляд, именно сказка, включающая в повествование обязательный диалог, игру, повторяемость элементов, наилучшим образом помогает детям усвоить основную авторскую мысль. И действительно, уже через несколько образовательных деятельностей дети обращали внимание на многообразие проявлений в природе, на своеобразие каждого животного. Более того, они придумали игру «Угадайка» : по иллюстрации к сказкам («Хвосты», «Приключения муравьишки», «Глупые вопросы», «Лесные домишки») следовало узнать кто есть кто: насекомое это или зверек, птица, рассказать, что запомнил. Эмоциональный отклик вызвало по рисованию по теме: «Моя любимая книга». Дети с удовольствием выполняли задание, уверенно мотивируя свой выбор. Вот некоторые примеры: «Моя любимая книга «Чей нос лучше?». Я узнала, что у каждой птицы свой клюв. Я хочу нарисовать разные клювы. В книге мне понравилась одна птица, которая глотала целую кучу бабочек, она была похожа на моржа». Или «Самая лучшая книга «Лесные домишки». Я нарисую птиц, мне нравятся их домики – они все разные: у кого без потолка или просто на земле. У ласточки дом уютнее всех».
Анализ рисунков показал: несмотря на изобразительное несовершенство, у детей получилось выразить не только то, что их привлекает, но и некоторые биологические особенности животных. А это свидетельствует интерес детей к познавательному материалу сказок. Вот почему мы старались побуждать детей устанавливать биологические связи, разумеется, не приглушая приключенческой стороны произведения. Знакомство с произведением писателя мы подытожили на математической викторине. Первое задание викторины : по картинке, где изображены три клюва, дети должны узнать, чем питается птица (насекомыми, зёрнами, ягодами или зверьками и птицами). Задание второе. Воспитатель прочитал отрывок, а дети должны назвать рассказ В. В. Бианки. Задание третье. Дети должны ответить от чего у сороки такой хвост? Из какого рассказа они это узнали? Задание четвёртое. Дети должны ответить почему чайки белые. Из какого рассказа они это узнали?
За хорошие знания рассказов и сказок В. В. Бианки дети получили призы.