Светлана Железнякова
Конспект НОД для старшей группы «Знакомство с жизнью народов Севера» с применением ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для старшей группы на тему :
«Знакомство с жизнью народов Севера» с применением ИКТ.
Цель: Знакомить воспитанников с жизнью народов Севера.
Задачи:
- познакомить воспитанников с жизнью народов Севера (природа, жилища, одежда, труд);
-способствовать развитию интереса к национально-художественным традициям народов севера;
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народы севера
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
-способствовать формированию чувства уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Оборудование:
Презентация по теме, Карта России, картинки с изображением природы Севера, животного мира, растительности, национальной одежды; веточки деревьев, 10 см, картонное кольцо или длинная веревка с петлей, столы и стулья; материалы для изобразительной деятельности: бумага, кисти, краски «Акварель», баночки, тряпочки.
Словарная работа: тундра, оленеводы, нарты, маут, каюр, малица.
Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
Ход занятия:
Воспитатель с детьми находит в группе письмо, в котором лежит цветик-семицветик. Воспитатель читает отрывок из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Воспитатель: ребята, из какой сказки эти стихи?
Дети: цветик – семицветик.
Воспитатель: да, правильно. Одним из желаний девочки было попасть на Северный полюс. Она там оказалась и быстро попросилась домой. Почему?
Дети: там очень холодно и она испугалась белых медведей.
Воспитатель: Она загадала это желание, потому что не знала ничего о Севере.
Воспитатель приглашает детей подойти к карте России:
Воспитатель: В какой стране мы с вами живем?
Дети: В России.
Воспитатель показывает границу России
Воспитатель: В России живет много разных народов. Сегодня мы поговорим о народах Севера, которые живут вот здесь (показывает на карте Северную часть России).
Воспитатель: Вы хотите попасть на Север?
Воспитатель с помощью лепестка и стихотворения из сказки предлагает детям попасть на север.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Воспитатель: вели, чтобы мы сейчас же на Северном полюсе оказались!
(Воспитатель с детьми садятся на стульчики для просмотра слайдов).
Воспитатель: На Севере бывает долгая полярная ночь. Когда днем и ночью темно, можно наблюдать необыкновенное явление-северное сияние. На севере есть места, где на много-много километров тянется тундра. В тундре растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайниками. Еще там можно встретить карликовую березу. Почему она называется карликовой?
Дети: маленькая, низкая.
Воспитатель: Какие вы ягоды собираете в лесу?
Дети: землянику, чернику, малину.
Воспитатель: В тундре растут другие ягоды, которые выдерживают сильные морозы, это брусника, голубика, морошка. А каких животных севера вы знаете?
Дети: белый медведь, тюлень, морж.
Воспитатель: ещё в снегах можно увидеть быстрого белоснежного песца. Но больше всего там северных оленей. Их разводят народы, населяющие тундру: якуты, эвенки и многие другие. Их профессия –оленеводы. Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные люди.
Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят с одного места на другое. Съедят олени корм-идут дальше, а за ними оленеводы. Уходят далеко, к берегам Северного ледовитого океана. То место, где живут оленевод, пасущие оленей, называется стойбище. Живут в стойбищах, в чумах. Чум делают из оленьих шкур
Его можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Олень-животное, которое кормит и одевает северян. Кроме оленеводства народы Севера занимаются рыболовством. Рыбу ловят и в морях, и в реках.
Посмотрим на тех, кто живет на севере нашей страны, там, где почти весь год лежит снег, где нет такого жаркого лета, как у нас. Кого вы видите на этой картинке?
(Дети перечисляют, воспитатель не комментирует, давая возможность внимательнее рассмотреть).
Воспитатель: что делают дети?
Дети: катаются на санях.
Воспитатель: Эти легкие длинные сани называются нартами Дети Севера играют в разные игры. Например, у них есть такая игра «Олени и оленеводы».
Воспитатель: Ребята, хотите поиграть в эту игру?
Дети: да.
(Воспитатель отрывает следующий лепесток и читает вместе с детьми стихотворение) :
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Воспитатель: вели, чтобы мы сейчас же превратились в оленей и оленеводов!
Воспитатель достает коробку с атрибутами для игры («оленьи рога» и маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей)
Игра «Олени и оленеводы»
Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — оленеводы — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а оленеводы стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.
Правила игры. Бегать надо легко, уверты ваясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый оленевод сам выбирает момент для набрасывания маута.
Воспитатель: ну, вот мы и поиграли в игру, а теперь нам нужно возвращаться.
(Воспитатель отрывает следующий лепесток и читает вместе с детьми стихотворение) :
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Воспитатель: вели, чтобы мы сейчас же превратились в прежних детей!
Дети садятся на стульчики, воспитатель продолжает рассказ.
Воспитатель: Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на лошади или автомобиле. Управляет оленями каюр. Мы с вами много знаем профессий, узнали и еще об одной. Что вы видите в руке каюра?
(дети отвечают).
Воспитатель: это длинный шест. Зачем он ему?
Дети: чтобы погонять оленей.
Воспитатель: везде снег. Как вы думаете, детям холодно?
Дети: нет.
Воспитатель: почему вы решили, что не холодно?
Дети: на них теплая одежда.
Воспитатель: рассмотрим внимательно одежду. Из чего она сшита?
Дети: из меха.
Воспитатель: да, это меховая одежда, но называется она не шуба, а малица. Обувь детей, шапки или капюшоны тоже из меха оленя. Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает северян, но и служит основным видом транспорта. Народы Севера очень талантливы. Они изготавливают очень красивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду, рукавицы, делают украшения и игрушки.
Воспитатель предлагает детям превратиться в художников и расписать большой ковер орнаментами Севера, отрывает следующий лепесток и читает вместе с детьми стихотворение:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Воспитатель: вели, чтобы мы сейчас же превратились в художников!
Дети коллективно рисуют «Орнаменты Севера»
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием хорошо. Сегодня мы с вами узнали о жизни народов Севера, природе, жилище, о том, как они одеваются и почему, об их труде. Спасибо вам за удивительное путешествие, а теперь нам нужно превратиться в настоящих детей и вернуться в детский сад.
Воспитатель отрывает следующий лепесток и читает вместе с детьми стихотворение:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Воспитатель: вели, чтобы мы сейчас же превратились в настоящих детей и вернулись в детский сад!
Дети садятся на свои места. Занятие окончено.