Наталья Солдатова
Конспект занятия «Знакомство с русской печкой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с русской печкой»
Программные педагогические задачи: знакомить с традиционно – бытовой культурой русского народа («изба», печь, чугунок, глиняная посуда, ухват, самовар, знакомить с обитателем «избы» - котом Васькой, развивать интерес к малому фольклорному жанру, расширять активный словарь, развивать интерес к посещению «избы».
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с русской печкой“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская печь, печка
- Темочки
Планируемые результаты: проявляет интерес к традиционно – бытовой культуре русского народа, свободно вступает в контакт со взрослыми, овладевает навыками заучивания и проявляет интерес к произведениям фольклорного жанра (потешка «Как у нашего кота, умеет вести диалог о новом персонаже (обитатель «избы» - кот Васька)
Материал: предметы быта мини – музея «Изба – русская печка», крынка, чугунок, кот (игрушка).
Словарная работа: изба, лавка, печь, крынка, чугунок, ухват, кот, мурлычет, играет, ласковые слова для кота.
Подготовительная работа: заучивание потешек, чтение стихов, русских народных сказок «Заюшкина избушка», «Теремок», «Лисичка со скалкой», «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят» «Маша и медведь», «Колобок», рассматривание иллюстраций о котах.
Содержание деятельности.
Машенька встречает гостей.
Машенька: Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие. Заходите, проходите, как живу я, посмотрите. Дом мой - изба называется. Я с бабушкой и дедушкой живу. Видите, как у нас в избе чисто, тепло, половички постелены, самовар на столе. Посмотрите, какая у нас печь стоит. Печь в русской избе самое главное. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Дед встанет поутру, первым делом печь растопит. Знаете, ребята, чем печь топится? (ответы детей)
Машенька: Да топится печка дровами. Бросает дед в печку дрова, поджигает их. Дрова горят, печка нагревается. Вот в избе и тепло. На печи сушим одежду, обувь, грибы да ягоды. А вы знаете, что в печи бабушка щи да кашу варит? А в чем она варит? (В чугунке.) А топленое молоко в чем томили? (в крынке) Топленное молоко готовили исключительно в печи. Для этого нужно было дождаться, чтобы дрова перегорели. Любите молоко? А кто нам молоко дает?
Потешка : Раным-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком
Молоко после надоя переливали в глиняную посуду и отправляли на 24 часа в печку. Горячий чугунок и крынку брали ухватом, чтоб руки не обжечь.
Машенька : Гости дорогие вы любите сказки? (ответы детей) А кто вам их читает?
Машенька : Я тоже люблю сказки. Возьму книжку со сказками, заберусь на печь и читаю сказки до самой темноты. А в каких сказках встречается русская печь?
(Ответы детей. «Маша и медведь», «Гуси лебеди, «Волк и семеро козлят, «Колобок».)
Машенька : Я вам сейчас покажу иллюстрации из сказок, а вы мне, скажите, как называется эта сказка. (Показывает иллюстрации из сказок, дети отгадывают сказки.)
Машенька : Ребята, знаете вы сказки. И правда вам их читают.
Моя бабушка в печке не только щи да кашу варит, но калачи печет.
Машенька : Ребята, послушайте потешку. -
Ай, качи - качи - качи,
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи.
В пылу с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися бараночки.
Вы эту потешку знаете. Давайте вместе.
Машенька : А какие бабушка пироги печет! Вкусные, вкусные.
Воспитатель: А мы с ребятами тоже умеем пироги печь!
Пальчиковая игра: «Я пеку – пеку, пеку» :
«Я пеку – пеку, пеку всем друзьям по пирогу (лепим пироги)
Пирожок для мышки, для заиньки малышки, (загибают пальцы)
Для лягушки пирожок, мишка съешь и ты дружок
Пирожок тебе лиса
Очень вкусная игра. (разгибают пальцы)
Воспитатель: Ой, кто это меня щекотит? Иди, иди сюда, котик, не бойся нас. Ребята позовите его ласково.
Воспитатель вместе с детьми:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Воспитатель: Какая у кота шубка? Усы? Глазки? Зубки? (ответы детей)
Машенька : Погладьте котика по спинке, по животику Ему это очень нравится.
Любит кот днем спать на печи. Там ему тепло, спокойно и уютно.
Тень-тень-потетень,
В огороде-то плетень.
В избе печка топится,
Бабушка торопится:
Она репу печет,
По тарелочкам кладет.
Кот к тарелке — скок!
Себе нос обжег.
Котик просит поиграть с ним.
Игра:
Дети ("мыши") водят хоровод, приговаривая:
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот -
Разобьет наш хоровод!»
В центре "дремлет кот" (игрушка кот). Как только дети услышат громкое "Мяу", дети убегают от кота на стульчики (мышки прячутся от кота в норках). Игра повторяется несколько раз.
Машенька: устал кот играть, утомился, спать пошел на свое любимое теплое место возле печки.
Машенька: С пылу, с жару вам бараночки. от бабушки гостинцы.