Гуцало Елена Николаевна
Опыт работы «Знакомство с родным Сибирским краем»
Заниматься темой - «Знакомство с родным Сибирским краем» я начала с детьми старшего дошкольного возраст и уделяла ей внимание в течение 2 лет - по четырё м основным направлениям:
1. Наш родной край и его историческое прошлое.
2. Народно прикладное искусство Сибири.
3. Природа нашего края.
4. Озеро Байкал- «Жемчужина Сибири».
Публикация «Опыт работы „Знакомство с родным Сибирским краем“» размещена в разделах
Актуальностью этой основной темы я выделила то, что чувства патриотизма в наше время, отошли на задний план, на телевидении идёт поток американизированной информацией для детей не патриотического формата, детских книг на эту тему вообще не выпускается, или выпускается очень мало… Дети не имеют представление, о том, где они живут, о нашем историческом прошлом, об особенностях природных условий нашего края, о бережном отношении к природе…
Задачи по освоению этой темы, я поставила следующие:
-Продолжать формировать интерес к «малой Родине».
- Познакомить детей с, культурой, традициями родного края.
-Дать детям понятие о географическом расположении - посёлка, района, области, и принадлежность их к России, и к общему дому «Планета – Земля»
-Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
-Познакомить детей с «Жемчужиной Сибири»- озером «Байкал».
В своей работе опиралась на программу М. А. Васильевой – «Типовая программа в детском саду» и программы - «Открытие мира ребёнком». В этой программе даны конкретные темы, мероприятия для коллективной деятельности, и индивидуальной.
1 -По первой теме – «Наш родной край и его историческое прошлое, я использовала следующие формы работы с детьми :
- Экскурсии по поселку Железнодорожному. Во время прогулки мы с детьми рассматривали общественные здания - (почту, школу, больницу, хлебопекарню, магазины и т. д.) дети с интересом и любопытством рассматривали эти объекты, рассказывали и показывали кто, где живёт, называли свои домашние адреса, вспоминали название знакомых улиц,
знакомились с теми улицами, которые ещё не знали, например с ул. Мира на которой стоит наш детский сад, с ул. Дорожной- где находится полиция.
После прогулки мы с детьми и родителями - изготавливали макет нашего посёлка из коробок и бросового материала. Детям было очень интересно, они, узнавали в каком доме, на макете пятиэтажки, находится их квартира, где наша группа в здании д\сада.
Также, под впечатлением экскурсии и создания макетного микрорайона - СМП, дети рисовали пейзаж родного посёлка, и мы сделали выставку работ для родителей.
-Посещение «Краеведческого музея» в школе №1 подарило много ярких впечатлений и радости нашим детям, они познакомились с бытом предков, живших ранее на сибирской земле. Ребятишки с интересом разглядывали деревенскую утварь, были в основном предметы, которые дети видели в первый раз - различные корыта, ступки, старинные всевозможные утюги, самовары, рыболовные снасти, прялки, патефоны - перечислять можно бесконечно… Особое впечатление, произвели экспонаты найденных останков костей мамонта. Их нашли при строительстве нашей Усть-Илимской ГЭС-. Познакомила детей с Илимским острогом заложенном в 1630г. на реке Илим, и во времена затопления, при строительстве ГЭС, перевезённом в музей под открытым небом- деревню-«Тальцы»
-Разучиванию народных игр, потешек, по теме –«Знакомства с родным краем», также было отведено время:
Мы разучивали с детьми игры, в которые играли дети наших предков такие,
как, -»Ручейки-озёра»; «Полярная сова и евражка». Бурятские народные игры-«Нитка, иголка и узелок», игра «Нашёл друга». Познакомились с игрой народов Сибири и дальнего востока под названием - «Солнце»(хейро). Мы играли и на улице и в группе.
2. Вторая тема для ознакомления с родным сибирским краем – это знакомство с «Народно прикладным искусством Сибири». – Мы ездили в «Краеведческий музей» в город Усть-Илимск.
Дети с удивлением разглядывали экспонаты. Самое яркое впечатление у детей вызвало рассматривание детских игрушек, которыми играли раньше наши предки. Что в дальнейшем и подтолкнуло нас к изготовлению своими руками тряпичных кукол- мальчиков и девочек.
Мастерили «обереги» из солёного теста, символизирующие и несущие в себе смысл оберегать хозяина от невзгод, неудач, нечистой силы, и охраняющего здоровье.
Посещали в нашем саду русскую избу, где очень много старинных изделий, сделанных руками мастериц и мастеров.
- Также сами организовали в группе выставку предметов народно-прикладного искусства с привлечением родителей. А на занятии по развитию речи по карточкам – схемам составляли описательные рассказы о предметах, которые больше всего понравились детям.
- В вечернее время сами изготавливали макет русской избы в группе из бросового материала и обыгрывали с нашими тряпичными куклами…
3. Работая над блоком темы - «Природа родного края»,
Я проводила с детьми наблюдения в природе - за деревьями, растущими на территории детского сада. Особенно полюбилась детям ходить в гости к красавице берёзке в любое время года.
Так же совершали экскурсии в леса нашей окраины, где наблюдали природу. Под впечатлением наблюдений красоты Сибирского леса - на занятиях по рисованию мы изображали пейзажи природы разными способами, использовали способ «Монотипии». На занятиях по ручному труду делали пейзажи из сухих листьев.
С целью знакомства с местными художниками, пишущими пейзажи родного края, мы с детьми посетили городскую, художественно-картинную галерею. Познакомились с творчеством местной художницы Веры Игоревны Огородниковой.
Так же работая по этой тематике, я проводила открытое комплексное занятие по ознакомлению с окружающим на тему «Знакомство с хвойными деревьями.
4. Четвертый раздел по данной, основной теме - «Знакомство с озером
Байкал» Мною использовались следующие формы работы :
-Знакомства с уникальными обитателями фауны озера, - через рассматривание картин, фотографий, видео фильмов. Детей особо заинтересовала прозрачная рыбка «голомянка», они задавали вопросы, а так же и по поводу байкальской Нерпы - где живут, чем питаются.
В журнале «Лесовичек»- читали с детьми «Легенду о Байкале», и рассматривали скульптуру малой формы.
А так же прочли народные сказки про «Священное озеро».
Для родителей дана была консультация «Знакомство с родным краем»,где есть советы с чего начать воспитывать чувства патриотизма….
Работая в этом году над этой темой, мы добавили новшества – «Знакомства с жителями сибирской тайги», (о диких животных наших лесов);- «Обитатели реки Ангары», (о рыбах обитающих в Ангаре, а так же - «Фото репортаж о родном посёлке» - (в патриотический уголок). Так же я участвовала в организации проведения обще-садовской родительской гостиной – на тему «Я родился здесь» (о том, как зарождался посёлок Железнодорожный) и как воспитывать у детей дошкольного возраста –любовь к родному краю.
В результате спланированной и систематизированной педагогической деятельности с детьми по теме –«Знакомство с родным сибирским краем», дети познакомились с нашей местностью, стали хорошо ориентироваться в нашем микрорайоне, свой адрес - запомнили все дети, а также район, область и страну, где они живут. Дети познакомились с историческим прошлым жителей Сибири, с народно - прикладным искусством нашего края. Стали внимательнее и бережнее относиться к природе окружающей нас. С интересом слушали, и рассказывали сами- легенды и сказки об озере Байкал. Мастерили и играли со старинными куклами, оберегами, макетами.
Имея наработанный материал, слаженную систему работы по этой теме, мне не сложно и дальше, уже с другими детьми, идти по пути «Знакомства с родным Сибирским краем», воспитывая тем самым чувство патриотизма, что так актуально остается и в наши дни.