Татьяна
Образовательная деятельность «Знакомство с национальной марийской одеждой»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с национальной марийской одеждой.
Образовательная деятельность : «Познавательное развитие»
Вид деятельности : «Познавательно-исследовательская»
Интеграция: «Социально-каммуникативное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие».
Цель: Познакомить детей с марийской национальной одеждой.
Публикация «Образовательная деятельность „Знакомство с национальной марийской одеждой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Республика Марий Эл, Марийский край
- Темочки
Задачи: Дать детям знание о жизни марийцев, об их быте, языке, обычаях. Воспитывать уважительное отношение к этому народу. Развивать речь детей, активное внимание.
Закрепить умение хорошо насыщать кисть краской (гуашь) держать её наклонно к бумаге при рисовании широких линий и вертикально-узких линий и точек. Воспитывать интерес к марийскому искусству.
Материал: Мультимедийное оборудование, аудиозапись,кукла в марийском национальном костюме, иллюстрации с изображением национальной одежды народа мари, плетение корзинки, гуашь,кисти,полоски бумаги.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением марийских узоров. Беседа о культуре и быте народов.
Ход занятия
(звучит марийская мелодия, входит воспитатель с куклой в национальной одежде).
Воспитатель: Ребята посмотрите у нас сегодня гостья. Это кукла. Зовут её Айвика.
Кукла: Салам мейже (Здравствуйте).
Воспитатель: Интересно на каком языке Айвика разговаривает?
Дети: На марийском языке.
Воспитатель: Посмотрите, какое у неё интересное платье.
Дети: Да.
Воспитатель: Эта кукла не простая, а особенная. У Айвики есть своя история, которую я сегодня вам расскажу. Она пришла к нам в марийской одежде.
(Воспитатель рассказывает и показывает одежду).
В старые времена женщины и мужчины надевали рубахи (платья). У мужчин они были немного покороче. Посмотрите, Айвика надела домотканое платье (тувыр).Почему домотканое? Раньше в каждом доме имелся ткацкий станок и женщины ткали себе платья, полотенце, дорожки. Передник (ончылсакыш) без нагрудника. Шерстяной тканый пояс (ушто). Девичий головной убор типа налобной повязки (вуйонго, они изготовлялись из холста и богато украшались вышивкой. Характерным украшением являлись ушные подвески (пылышпарча) в сочетании с шейным украшением (шушер). Обувью служили лапти (йыдал, у мариек бытовая обычай обёртывать голени ног чёрными суконными онучами (вурчыштыр).
Воспитатель: А вы знаете в каких местах на платье вышивали узоры (на вороте, подоле, рукавах, спине, груди).
Воспитатель: Молодцы. Из каких знаков состоит узор (ромбики, крестики, звездочки).
Воспитатель: Для чего вышивали их? (считали что они оберегаю человека).
Воспитатель: Марийский народ ещё очень любил играть. Сейчас мы с вами поиграем.
Игра «Кто быстрее?»
Играющие становятся в круг. Водящий ходит за кругом. Встав за играющим и слегка стукнув его по плечу, произносит слова: «Ик, как, кум, ныл, вич, худ, шым, кандаш, индеш, лу» («раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять»). На счет «лу» водящий и игрок бегут в противоположных направлениях.
Цель: быстрее добежать до освободившегося места. Кто останется без места, тот водящий.
Воспитатель: Ребята, какие предметы одежды вы запомнили?
(ответы детей)
Воспитатель: Кукла вам принесла чистые «полотенца». Распишите их узорами. Договорились? А ей пора уходить.
Воспитатель: Мы узнали, что марийский народ очень любит вышивать. Узоры эти разные. Это растительный узор (показ элементов узора).На что они похожи?
Дети: На морковь, на свёклу, на редиску.
Воспитатель: Здесь много полотенец без росписи, которые принесла Айвика, вы сами их распишите растительным марийским узором.
(Дети выполняют задание под музыку).
Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами познакомились с элементами марийского орнамента. Какие элементы мы рисовали в марийском узоре?
Дети: Морковь, редиску, репу, редьку, свёклу.
(Дети выбирают лучшие работы).