Cветлана Луданная
Конспект ОД «Знакомство с гончарным ремеслом»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство с гончарным ремеслом»
Цель: формирование у детей представления о древнем народном ремесле – гончарном деле, о деятельности гончара - мастера декоративно – прикладных изделий.
Задачи:
1. Познакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров гончарного дела. Познакомить с трудом гончара, гончарным ремеслом, формирование представлений о мужских профессиях, их особенностях.
2. Формировать умение выделять и обобщать характерные признаки природного материала – глины. Закреплять представления детей о свойствах глины, и разнообразии предметов быта изготавливаемых из нее.
3. Обогащать сенсорный опыт детей через тактильные ощущения при контакте с природными материалами.
4. Развивать у детей познавательный интерес, стимулировать в процессе общения их любознательность, стремление к самостоятельному приобретению знаний. Создавать условия для возникновения у познавательного интереса к народным промыслам, развивать мышление, воображение.
5. Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к людям труда, результатам их деятельности. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное событие, я вам предлагаю, отправится в гости. Хотите. Ответы…. А куда к кому и зачем вы узнаете, отгадав загадки.
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина)
2. Посуды нет такой давно,
Всё металл и стекло,
А в старину у всех была
Чаще посуда (глиняная) …
3. В земле я родился,
В огне закалился. (Горшок)
4. День ото дня
к совершенству
Стремится
Мастер,
Которого
Глина боится.
Крутится-вертится
Маленький круг,
Мастера верный
Помощник и друг.
Вазы,
Подсвечники,
Чашки
Кувшины
Мигом растут
Из бесформенной
Глины.
Ну-ка, ребята,
Теперь
Ваш черёд.
Мастера этого
Кто назовёт (Гончар)
Мальчики отвечают и поясняют
Воспитатель: Ребята, а кто знает кто такой гончар? Ответы….
Воспитатель Гончар — мастер гончарного дела, изготавливающий изделия из глины: посуду, игрушки, малые скульптуры, строительные материалы.
Воспитатель: Прочитаю стихотворение, а вы мне скажите, о чем оно:
Круг гончарный, глина, вода:
Будет посуда - будет еда!
Гончар свое дело знает,
Глину в руках разминает.
На круг насадив начинает вращенье,
И вот оно сказочное превращенье,
Из глины как сказка, как диво, как чудо
Выходит различного рода посуда.
Вот свистков забавных ряд,
Вот игрушки для ребят,
Макитры, глечики, кувшины-
Все это из обычной глины!
Воспитатель: Вы уже догадались, к кому мы сегодня отправимся в гости, и о чём будем говорить? Ответы…
(О гончарном ремесле, гончаре)
Презентация: Виртуальная экскурсия в мастерскую.
Гончарное ремесло - одно из самых древних. Об этом говорят археологические находки- гончарные изделия или их черепки сохраняются практически вечно. Мастерство гончара передавалось из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к внуку. Сначала человек становился подмастерьем и лишь после многих лет ученья он мог стать мастером, снабжающим посудой не только свою семью, но и всю округу.
Посуда могла быть облитой или не облитой, с узором или без него. Обливали специальным составом. Но из глины изготавливали не только посуду, но и глиняные кирпичи.
Чем же торговали гончары?
Всем, что требовалось. Большие, наподобие кувшинов, с узкими горлами сосуды назывались корчагами. В них хранили зерно и другие сыпучие продукты. Кринка, глазурью облитая по краям, вмещала ведро воды и служила для выпечки пирогов. В кубышках с узкими горлышками хранили смолу и дёготь. В рыльниках сбивали сметану на масло, в ладках – широких и глубоких глиняных тарелках- жарили-парили еду для будней и праздников.
Для детишек гончар выставлял большую корзину игрушек. Тютьки-свистульки в образе птичек, раскрашенные лошадки, козлы и олени врывались в детскую жизнь
Воспитатель: Мальчики, а хотите найти клад. Ответы. Проводится игра на ориентацию в пространстве «Найди клад» Дети находят коробку, достают содержимое.
Воспитатель: Что это такое? Ответы… Глина – природный материал. Мальчики, что вы знаете о глине, какая она? Ответы…
Воспитатель: Я вам предлагаю поэкспериментировать с глиной. Давайте её намочим водой и посмотрим, что с ней станет. Какая она стала? Ответы…
Воспитатель (липкая мягкая, мажется….)Это свойство глины и узнали люди, и стали делать из неё различные предметы.
Воспитатель: Для работы глину необходимо было подготовить. Сначала гончар крошит глину, смачивает водой, затем тщательно переминает, отбивает, чтобы получилась однородная, мягкая масса без пузырьков воздуха. Воспитатель и мальчики повторяют действия, которые изображены на слайде.
Воспитатель: Изготавливать изделия можно было вручную или на гончарном круге. Гончарный круг позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся сосуды разнообразной формы. Древний гончарный круг представлял собой горизонтально расположенное колесо, на нем можно было расположить глиняную заготовку. Вращая колесо рукой или ногой, ремесленник придавал заготовкам более правильные и сложные формы.
Воспитатель: При работе гончары пользовались мочалкой, тряпкой («мокруша», а иногда и куском овчины. Все эти предметы смачивали водой, оборачивали ими руку и разглаживали стенки сосуда. Слайд 8, 9
Готовый сосуд срезался с круга ниткой, тонкой медной проволокой или деревянной лопаткой, а иногда просто снимали посуду с круга руками.
Воспитатель: После того как сосуды снимали с круга, их обжигали на костре.
При обжиге на костре прокаливалась не вся поверхность горшка, как с внешней, так и с внутренней стороны.
Тогда люди решили для обжига использовать обычные русские печи в избах. Но и в этих печах прокаливалась не вся поверхность, и середина могла остаться сырой.
Воспитатель: Позднее изобрели гончарную печь, которая стала называться «горна». Только обжиг в этой печи «горне», давал полную прокаленность всего глиняного теста, потому, что она нагревалась до очень высокой температуры. Сосуды горнового обжига легче по весу, чем обожженные в домашней печи, звенят при постукивании, а в изломе можно увидеть сплошной цвет хорошо прокаленной глины (от беловатого до кирпично-красного).
Воспитатель: Для того, что бы изделия стали более красивыми и прочными гончары стали применять «обварку». Это делали после обжига, когда горшок еще раскален, посуду окунали в холодный раствор из ячменной муки. А еще, обмазывали перед обжигом крепким раствором соли.
Воспитатель: С тех пор, как люди нашли первый кусочек глины, прошло очень много лет. Теперь изделия из глины изготовляются на современном автоматическом, гончарном круге. Работает он от электричества и крутится сам. Теперь гончару не приходится крутить круг руками или ногами, он занят только формированием изделия и поэтому оно получается красившее и прочнее чем на старинном круге.
Воспитатель: Затем мастера в ручную обрабатывают изделия, Некоторые детали (ручки, носики, крылышки) лепятся от руки. Вылепленная форма подсушивается, затем их соединяют при помощи отдельно разведенной глины.
После чего поверхность изделия обильно украшается геометрическим орнаментом.
Воспитатель: Перед обжигом все изделия покрываются порошком свинцовой цветной глазури, который, растекаясь по изделию, образует блестящий слой желтого, зеленого или коричневого цвета.
После чего изделие отправляют в современную печь.
Воспитатель: Вот так волшебная глина пришла к нам сквозь года, и продолжает радовать нас своей красотой и сегодня.
Воспитатель: подводит итог, что миску можно слепить из глины.
Воспитатель: Хотите попробовать себя в роли гончаров. Ответы…
Воспитатель: тогда давайте приготовимся к работе на гончарном круге.
Физкультминутка.
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Упражненье повтори
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем:
Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Приступаем к работе.
Воспитатель показывает, как работать с глиной на игрушечном гончарном круге. Мальчики поочереди подходят и работают с глиной.
Воспитатель: Посмотрите, какую посуду мы слепили, как вы считаете, наша посуда готова?
Дети: ….
Воспитатель: Конечно нет. Ей нужно высохнуть, чтобы она стала твёрдой, затем расписать, чтобы стала красивой.
Воспитатель: Где вы сегодня побывали, что узнали нового, чему научились? Все вы сегодня потрудились на славу.