Елена Гильманова
Конспект занятия «Знакомство с буквой «Л», звуками [Л]-[Л’]»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с буквой Л, звуками [Л]- [Ль]».
Цель: познакомить детей с буквой и звуками [Л] – [Ль].
Задачи: коррекционно-образовательные: активизация слухового внимания, дифференциация звуков л – ль по твердости-мягкости в словах, во фразе, закрепление графического обозначения буквы Л.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с буквой „Л“, звуками [Л]-[Л’]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, упражнение в звуко-слоговом анализе, работа над предложением, закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образования существительных множественного числа, согласования существительных с количественными числительными.
Коррекционно-воспитательные: развитие умения работать в группе по заданию логопеда, воспитание самоконтроля за правильным произношением трудных звуков.
Оборудование: игрушка-лошадка, бумажные самолетики для выполнения упражнений по речевому дыханию, цветные карандаши, листы, картинки, в которых присутствует звук Л, индивидуальные зеркала, камешки марблс.
I.Организационный момент.
Дети, давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Посмотрим в глаза друг другу и подарим самые теплые и нежные улыбки.
II.Основная часть.
1. Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел. Правильно. Это лошадка.
Артикуляционная гимнастика.
– Я расскажу вам про нее сказку, но при этом нам должны помогать губки и язычок (Логопед совместно с ребенком выполняют артикуляционную гимнастику) :
Жила-была веселая лошадка. Проснулась она однажды, умылась, почистила зубы – упражнение «Почистим зубы» (верхние).
Потом подумала, а не пойти ли ей за грибами. Идет, улыбается. Покажи, как она улыбалась – упражнение «Заборчик».
Видит, в соседнем дворе маляр забор красит. Она подошла и помогла ему – упражнение «Маляр».
Помогла маляру лошадка и поскакала дальше – упражнение «Лошадка».
Вдруг видит – на дороге индюк стоит, кричит. Покажи, как индюк кричит – упражнение «Индюк».
Лошадка индюку говорит: «Я за грибами в лес поскакала, хочешь со мной? – «Хочу» – ответил индюк, - «Мне скучно одному, вот и кричу на всех». И они пошли вместе.
И тут они пришли в лес, набрали грибов – покажи, каких грибов они набрали – упражнение «Грибочек».
И веселые пошли домой, улыбались друг другу – покажи, как они улыбались – упражнение «Улыбочка».
2. Знакомство с буквой Л, со звуками Л, Ль.
Подскажите, пожалуйста, ребята, с какого звука начинается слово «лошадь». Первый звук в этом слове [Л]. Сегодня мы будем с вами знакомиться с буквой Л, звуками [Л] и [Ль]. А Лошадка будет на вас смотреть и любоваться. Послушайте внимательно, как я произнесу эти звуки. Возьмите зеркала и произнесите, глядя в зеркало, эти звуки. Расскажите, что происходит с ртом, зубами, языком. (Дети анализируют артикуляцию звуков : губы открыты, зубы сближены, кончик языка находится за верхними зубами, голосовые связки вибрируют). Какой можно сделать вывод об этих звуках? (Это согласные звуки, бывают мягкие и твердые, но всегда звонкие). Давайте рассмотрим букву Л, на что она похожа? Ответы детей.
3. Развитие речевого дыхания.
Ребята, подскажите, что так гудит: ллллллллл.
Правильно, это самолет. Давайте и мы с вами погудим, как самолеты. Расставим ноги на ширине плеч, руки - в стороны, вдыхаем носом, выдыхаем ртом, произнося: ллллллл. А теперь каждый в руку берет самолетик на веревочке и дует на него. Помним, что щеки мы не надуваем.
4. «Волшебная коробочка».
Давайте посмотрим, что в «волшебной коробочке». Картинки. Нам необходимо определить, где звук Л находится (в начале, в середине или в конце слова).
Дети вынимают из «волшебной коробочки» карточки, определяют, где звук л стоит. Все слова затем называем ласково.
5. Упражнение на переключаемость: Лоб – пол - потолок.
С детьми показываем пальчиком указательным на лоб, на потолок, на пол. Сначала выполняем медленно, а затем темп убыстряем.
6. Распредели правильно одежду.
Определяем с детьми, какой в слове звук (твердый или мягкий). Если мягкий – то кладем одежду в сундук, а если твердый – в шкаф. (Плащ, жилет, платье, блузка, пальто, футболка, платок, купальник). Игра «Один-много» с данными словами.
7. Выполнение звуко-слогового анализа слов (лук, лиса, потолок).
Отгадайте загадки:
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …лук.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это? …лиса.
Он такой же, как и пол,
Но туда не ставят стол.
Чисто там всегда и пусто,
И висит там только люстра. Потолок.
Определяем вместе с детьми сколько звуков в слове, какие они, сколько слогов. Графически записываем на приготовленных листах.
8. Динамическая пауза. Ребята, мы сейчас поиграем с лошадкой. Будем передавать ее из рук в руки, произнося:
Ты беги, беги лошадка.
Быстро-быстро по рукам.
У кого теперь лошадка
Тот скорее скажет нам.
У кого окажется игрушка, тот придумывает предложение со словами, которые говорит логопед.
9. Собираем пазл из буквы Л. Сначала рассматриваем букву, обращаем внимание, что изображено на ней. Затем по памяти собираем букву. После того, как дети собрали ее, считаем картинки, изображенные на ней до 5 (один лук, два лука, три лука, четыре лука, пять луковиц; одна лошадь)
10. На столах листы, с нарисованными буквами Л. Детям необходимо превратить (дорисовать цветными карандашами) букву Л в различные предметы.
III.Окончание игровой деятельности.
Что вы, ребята, сегодня узнали нового? Что вам понравилось больше всего? Ответы детей.
Давайте украсим полянку цветочками, чтобы лошадке было весело скакать по ней. Дети украшают полянку камешками марблс.
Лошадке очень понравилось, как вы работали и она приготовила вам сюрприз.