Светлана Софронова
«Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» (из опыта работы коллектива МБДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Публикация «„Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения“ (из опыта работы коллектива МБДОУ)» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Опыт работы, практика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.
Всегда нужно помнить, что детский сад – учреждение по преимуществу воспитательное. И поэтому задача воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.
Главная цель нашей работы по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Мы реализуем её путё м решения нескольких задач:
• усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
• формирование умения не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
• развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Работа по обучению правилам дорожного движения в ДОУ осуществляется по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой и начинается уже с младшего возраста, с последовательным усложнением задач.
Работа осуществляется в четырёх направлениях :
1. работа с педагогами
2. работа с родителями
3. работа с детьми
4. работа с социумом
В работе с детьми используем следующие методы и технологии:
-проектный метод;
-моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
-личностно-ориентированная технология;
-технология игрового обучения;
-метод наблюдения и беседы.
Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного движения» :
• Ребёнок – пешеход
• Ребёнок – пассажир
• Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, роликовых коньков и др.)
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Основным условием успешности такой работы является подготовленность педагогов. С этой целью у нас в саду для педагогов проводятся консультации, мастер-классы, обмен опытом (сценарии развлечений, игры, викторины, привлечение к участию в конкурсах по ПДД различного уровня.
Для каждой возрастной группы мы определили свои цели и ориентиры, в работе активно применяем интеграцию различных образовательных областей.
Основные формы работы с детьми в ДОУ по обучению правилам дорожного движения :
-непосредственно-организованная деятельность;
-игры
-беседы
-целевые прогулки (по территории детского сада, к остановке, к перекрестку)
- встречи с работниками ГИБДД
-просмотр мультфильмов, слушание компакт-дисков
-праздники, досуги, развлечения
-конкурсы, выставки.
В работе с родителями широко используем:
- информационные стенды, папки-передвижки;
- родительские собрания с участием инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц на тему ПДД
-совместные развлечения, на которых родители в игровой форме знакомятся с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров).
Обязательно информируем родителей о том, какая работа по профилактике дорожно-транспортных происшествий проводится в ДОУ, используя стенды и сайт. Для закрепления программного материала даем детям задания на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Например, запомнить путь из детского сада домой, нарисовать улицу, на которой живёшь. Объясняем родителям необходимость воспитания у детей самостоятельности при передвижении по улице. С этой целью можно давать детям поручения в игровой форме: «Сегодня ты меня поведешь в детский сад, магазин и т. д.»
Систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей, партнерские отношения с родителями дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, что все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров.
В годовом плане работы каждой группы одна неделя в квартал посвящена правилам дорожного движения. Планирование всех видов деятельности ребё нка в течение недели объединены одной темой: тематические познавательные занятия, практикумы на территории детского сада, практические занятия на моделях «Наш город», «Наша улица».
Полученные знания детей в рамках «тематической недели», мы закрепляем затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении целевых прогулок и экскурсий.
Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания. Поэтому мы, понимая всю важность данной проблемы, включаем занятия по ПДД во все виды деятельности в ДОУ.
В ДОУ обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей ПДД, подобран методический инструментарий:
• подборка подвижных игр по ПДД;
• подборка дидактических игр по ПДД;
• подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
• конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
• цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;
• цикл консультаций для воспитателей и родителей по ПДД.
И, конечно, для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения.
Планомерно организованная работа по усвоению детьми ПДД позволяет педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.
Таким образом, систематическая работа педагогов и родителей детского сада помогает нашим воспитанникам знать, как нужно вести себя на дороге и избежать травматизма.