замыслова людмила
Театрализованная деятельность в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Речь является главным средством общения, которое зависит от воспитания и обучения и формируется под влиянием речевого окружения. Речь не является врожденной способностью и развивается в процессе становления личности. При создании эмоционально - благоприятных условий речь ребенка формируется и совершенствуется, у детей возникает желание активно общаться с окружающими. [4] Писатель Джанни Родари говорил, что ребенку необходимо, чтобы с ним играли, фантазировали и сочиняли, а не поучали его, ведь «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо».[1] Известно, что игра является ведущим видом деятельности детей, именно в игре дети проживают различные ситуации, входя в образ, они играют роли, стараясь подражать тому, что видят и что их заинтересовало, при этом ведут диалог, и, получают огромное эмоциональное наслаждение. В ходе игровой деятельности ребенок сам стремится научиться тому, что его интересует, накапливая знания, развивая мышление, воображение и речь. В игре активизируется слуховое внимание, формируется фонематическое восприятие, накапливается активный словарь.
Публикация «Театрализованная деятельность в развитии речи детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2017
Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Для занятий театрализованной деятельностью в детском саду создана развивающая предметно - пространственная среда: театральный уголок, различные виды театра (настольный, плоскостной, теневой, перчаточный, куклы би-ба-бо, тростевые куклы, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей. Работу по театрализованной деятельности необходимо выстраивать так, чтобы стимулировалась двигательная, интонационно-речевая и творческая активность детей. Важно на каждом возрастном этапе выстраивать работу, ориентируясь на знания и умения ребенка.
В младшем дошкольном возрасте дети с удовольствием участвуют в театрализованных представлениях в качестве зрителей, куклы би-ба-бо и тростевые куклы вызывают восторг у детей, каждый ребенок хочет рассмотреть куклу поближе, потрогать ее, но сами дети действовать с куклами еще не могут, одной из причин является недостаточность развития коммуникативной функции речи. Речь младших дошкольников ситуативна, дети используют ее, не только как средство общения, но и для получения знаний посредством словесных объяснений взрослого. Чем разнообразнее общение ребенка со взрослыми и сверстниками, тем богаче смысловое содержание речи. Для детей трех лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы, но малыши только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли, поэтому в речи преобладает экспрессивное изложение. [4]. Дети в этом возрасте очень любят играть в игры с пальчиками, где пальчик может стать зайчиком, волком, петушком и любым персонажем знакомой сказки, стоит только выбрать понравившейся персонаж пальчикового театра.
При работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста в образовательной деятельности, в играх, в режимных моментах часто используются перчаточные куклы, с их помощью можно петь песни, загадывать загадки, рассказывать сказки, дети с удовольствием повторяют строчки стихотворений, трудные звуки за куклой. Важно, чтобы куклы, приходящие к детям были яркими, разноцветными, веселыми, ведь перчаточная кукла помогает вызывать положительные эмоции и ослаблять нервное напряжение у ребенка. Кукла, выступающая в роли собеседника, концентрирует все внимание на себе и помогает свободно вступать в разговор, побуждает детей включаться в игру, дополняя отдельные фразы в диалогах, устойчивые обороты зачина и концовки сказок.
Речевое развитие детей средней группы позволяет включить в деятельность детей инсценировку знакомых сказок. Инсценирование сказки очень увлекает детей. Дети быстро запоминают слова персонажей, учатся вести диалог, импровизируют, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку. Речь детей при этом, становится более выразительной, грамотной. При работе с детьми средней группы, большое внимание уделяется работе над жестами, мимикой.
Детям старшего дошкольного возраста становится доступным составление рассказов, пересказ, рассказывание сказок. В диалогической речи они пользуются точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, отстаивают свое мнение, убеждают товарища. [1] Но речь детей недостаточно выразительна, поэтому одним из этапов речевого развития является работа над выразительностью речи.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей - к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. [4] Театрализованная игра подталкивает дошкольника самостоятельно находить способы образной выразительности, развивает чувство партнерства.
Доступным видом театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте становится режиссерская игра, которая может осуществляться по мотивам какого-то литературного произведения в виде инсценировки для себя: при этом ребенок организует предметно-игровую ситуацию, сам действует и озвучивает игрушки - как режиссер и как актер. [2] Дети с удовольствием участвуют в театрализованных играх-представлениях, где с помощью различных выразительных средств: интонации, мимики, жеста, походки – разыгрываются сюжеты литературных произведений. Старшие дошкольники часто становятся артистами кукольного театра, участвуют в постановках сказок и пьесок с несколькими действующими лицами, устраивая концерты, представления, как для кукол, так и для сверстников, детей младших групп и для взрослых.
Разнообразие тематики сказок, средств изображения, видов театра в детском саду дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. В театрализованной деятельности дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, что влияет на эмоциональное развитие детей. А вопросы воспитателя, побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Участвуя в театрализованных играх, дети - дошкольники словесно могут передавать свои впечатления, переживания, то есть монологическая речь становится четкой и выразительной, а это имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.
Литература:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.
2. Арушанова А., Коренблит С., Рычагова Е. Веселый день дошкольника - ВеДеДо // Дошкольное воспитание. 2015.№2.
3. Новикова Т. Театральная деятельность как условие социализации дошкольника // Дошкольное воспитание. 2014.№11.
4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М. : Просвещение, 1981., 173 с.