Юлия Суханова
Выступление на педсовете «Кто такие дети с ОВЗ? Варианты отставания ребенка в развитии».
▼ Скачать + Заказать документы
Кто такие дети с ОВЗ? Варианты отставания ребенка в развитии.
Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. И именно поэтому в раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.).
Публикация «Выступление на педсовете „Кто такие дети с ОВЗ? Варианты отставания ребенка в развитии“,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть - дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Исследователи провели небольшое анкетирование среди педагогов ДОУ, и выяснили тот факт, что 90% из всех опрошенных, считают, что дети с ОВЗ – это дети имеющие как правило соматические заболевания. (т. е. те заболевания, которые ставит педиатр в детской поликлинике).
В настоящее время чтобы называться здоровыми необходимо не только не иметь заболевания, надо быть еще и благополучным в разных отношениях: эмоциональном, психическом, духовном, социальном, материальном – чего человек начинает достигать только к 20 годам. И именно поэтому под здоровьем понимается состояние полного физического, умственного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или неудовлетворительного состояния.
Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% - в коррекционной помощи того или иного направления. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.
Именно поэтому, в определение понятия «здоровье» в качестве одного из его основных элементов включено состояние психического благополучия, которое определяет умственную и физическую активность и работоспособность, т. к. непосредственно влияет на функции организма, на способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям среды обитания, во многом определяет взаимоотношения с другими людьми.
Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?
Это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ. И эта категория детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития :
нарушениями слуха,
зрения,
опорно-двигтельного аппарата,
интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития,
а также речи (заикание, ЗРР).
С выраженными растройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются практически в каждой группе ДОУ. Их принято называть «несадовские дети» : гиперактивные, расторможенные, с гиперопекой, неврозами, страхами, повышенной тревожностью, утомляемостью, с нарушениями навыков общения и самообслуживания, способности к установлению эмоционального контакта, стереотипность в поведении, которое проявляется как выраженное стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений; как наличие в поведении ребенка однообразных действий – моторных (раскачиваний, прыжков, постукиваний и т. д., речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов, стереотипных манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр.
Темповая задержка развития ребенка - это отставание развития ребенка от общепринятых норм, которое можно преодолеть с помощью формкоррекции и психолого-педагогической реабилитации. В одном случае развитие ребенка гармонично, но не соответствует возрасту, например ребенку 6 месяцев, а развитие на 3 месяца. В другом случае негармоничное развитие, когда одна из функций (двигательная, познавательная или речевая) отстает от остальных. Эти дети с задержкой речевого и психического развития.
Задержка речевого развития – это отставание в речевом развитии ребенка от принятых норм. Речевое развитие предполагает понимание обращенной речи и развитие собственной речевой коммуникации ребенка. В большинстве случаев страдает развитие активной речи при достаточном понимании речи взрослого. Это так называемые «безречевые» дети, которые ничего не говорят, но, со слов родителей, все понимают. Таким детям в возрасте 3 лет необходимо получить консультацию у логопеда и возможно, пройти медикаментозное лечение. К сожалению, часть этих детей не сможет «разговориться» после 3 лет. Почему именно 3 года? Потому что этот период формирования самостоятельности ребенка и период развития мышления, который зависит от уровня развития речи. Длительность сохранения дисбаланса между пониманием речи и собственной репродукцией ведет к задержке мыслительных процессов у ребенка.
Задержка психического развития – это несоответствие актуального развития ребенка возрастным нормам, является временным состоянием, которое можно преодолеть в дошкольном возрасте с помощью коррекционного воздействия со стороны дефектолога и соответствующего медикаментозного лечения, назначенного невропатологом.
Основной причиной такого отставания, по мнению большинства исследователей, являются слабо выраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, предродовом, а также в ранний период жизни человека. В некоторых случаях может наблюдаться генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и другое ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что в свою очередь проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.
К причинам возникновения задержки психического развития также относят патологию беременности и родов у матери, плохую наследственность, тяжелые заболевания, особенно в раннем возрасте. В результате неблагоприятного воздействия этих факторов на центральную нервную систему ребенка происходит приостановка или искаженное развитие самых тонких человеческих функций. Очень большое, а иногда и решающее значение в этом имеют недостатки социальной среды, в которой воспитывается ребенок. Здесь на пером месте стоят: дефицит материнской ласки, человеческого внимания и тепла; недостаток ухода за малышом; недополучение информации.
Все эти факторы тем более значимы, чем меньше возраст ребенка. Именно по этим причинам так часто встречается задержка психического развития у детей, которые воспитываются в детских домах, в круглосуточных яслях и детских садах, а также у беспризорных, предоставленных самим себе детей, воспитывающихся в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут беспорядочный и асоциальный образ жизни.
Задержка психического развития, часто сочетающаяся с задержкой речевого развития и минимальной мозговой дисфункцией, может быть диагностирована в раннем возрасте.
Ребенок с задержкой психического развития нуждается в своевременной помощи дефектолога, логопеда и психолога. Если выявление задержки психического развития произошло достаточно поздно – ближе к 7 годам, возможно обращение за помощью в коррекционные группы детских садов и коррекционные классы школ.
Дети с интеллектуальной недостаточностью. На сегодняшний день интеллект рассматривается как способность к обучению, абстрактному мышлению, адаптации.
Под интеллектуальной недостаточностью понимают снижение интеллектуально-познавательных способностей ребенка относительно социально принятых нормативов временного или стойкого характера, что определяется степенью поражения центральной нервной системы, сроками начала и эффективностью реабилитационных мероприятий.
Задержка психического развития – это временное, а умственная отсталость – стойкое психическое недоразвитие, имеющее сложную структуру. Ведущим дефектом является недоразвитие познавательной деятельности и нарушение динамики нервных процессов (инертность психики, осложняющееся вторичными отклонениями в речевой, эмоционально-волевой сферах, в физическом развитии и поведении.
Аутистическое расстройство у детей – погружение в мир личностных переживаний с ослаблением или утратой контакта с окружающим миром, интереса к реальности, отсутствием стремления к общению с окружающими, скудностью эмоциональных проявлений.
Двигательные нарушения у детей с детским церебральным параличом, миопатиями, последствиями врожденных аномалий костно-мышечной и нервной систем, последствия полиомелита, черепно-мозговых травм, нейроинфекцией выражаются в трудности самостоятельных передвижений, степень тяжести которой в большинстве случаев определяет выраженность психоречевого недоразвития.
Сенсорные нарушения у детей – это дефекты зрения и слуха, а также трудности тактильно-двигательного определения характеристик предметов и объектов окружающего мира.
Трудности тактильного определения свойств предметов лежат в основе задержки формирования системных представлений о мире и в легких случаях связаны с недостаточной подвижностью пальцев рук.
Дефекты зрения и слуха могут быть тотальными (полностью слепой или глухой ребенок) или частичными (неполная утрата зрения или слуха). В последние годы зафиксирован рост числа детей с минимальными нарушениями слуха и зрения, т. е. с такими, которые не требуют коррекции слуховым аппаратом или очками, но ограничивающими способность ребенка к познанию окружающего мира и овладению звучащей речью. Сенсорные нарушения лежат в основе трудностей психоречевого развития.
Группа детей, объединенная характеристикой ОВЗ чрезвычайно неоднородна по происхождению, механизму развития, проявлениям и степени выраженности. Сюда относят детей с временным отставанием, которое можно преодолеть медикаментозным лечением в сочетании с психолого-педагогической коррекцией, и стойкие нарушения познавательной деятельности, которые можно этими мероприятиями ослабить, но не преодолеть. А наша задача – помочь каждому по мере своих сил и знаний.
Спасибо за внимание!