Елена Николюк
Значение трудового воспитания в жизни детей дошкольного возраста. Консультация
▼ Скачать
Интерес к труду, трудолюбие не даются человеку от природы, трудовые навыки и личностные качества закладываются с самого раннего детства. Великие педагоги К. Д. Ушинский, А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский и др. в своих работах уделяли большое внимание трудовому воспитанию детей и часто затрагивали данную тему.
Публикация «Значение трудового воспитания в жизни детей дошкольного возраста, Консультация» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд способствует развитию внимания, мышления, сообразительности, умения планировать свою работу. Так же дети познают мир социальных отношений между людьми, получают знания о профессиях, об орудиях труда, приобретают навыки работы с ними.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, целеустремленностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд позволяет ребенку почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях.
Выделяются следующие виды детского труда :
- самообслуживание (удовлетворение повседневных личных потребностей);
- хозяйственно-бытовой труд (уборка группы, комнаты, участка);
- труд в природе;
- ручной труд (подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек).
Предусматриваются три формы организации трудовой деятельности детей :
- поручения (индивидуальные или совместные);
- дежурства;
- коллективный труд.
При организации труда детей необходимо решать следующие задачи:
- воспитывать привычку к постоянной занятости;
- формировать положительное отношение к труду;
- воспитывать бережное отношение к результатам труда;
- приучать экономно расходовать материалы;
- обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, учитывая их интересы и склонности;
- формировать трудовые умения и навыки;
Важно соблюдать определенные условия:
- необходимо учитывать возраст, физические возможности, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребенка;
- четко и грамотно показывать приемы работы;
- воспитывать уважение к людям различных профессий;
- уточнять значение труда в жизни людей;
- приобщать детей к труду на прогулке.
Важно убедиться, что дети правильно понимают, что такое работа, что значит трудиться.
В повседневной жизни необходимо обращать внимание детей на пользу, которую приносит труд всех сотрудников детского дома (вкусный обед, чистая одежда, расчищенная от снега дорожка).
Полезно посвятить несколько бесед теме о происхождении профессии: когда и почему появились на Земле разные профессии; было ли такое время, когда профессий не было; какие профессии появились раньше всего; появляются ли новые и почему; почему люди выбирают для себя ту или другую профессию; что нужно делать, если хочешь стать портным, машинистом, ученым, и др.
Важно обратить внимание детей на качественную характеристику труда. Трудиться можно по-разному. Можно работать хорошо, добросовестно, творчески. Этот труд радует всех окружающих. О таких людях говорят: «Мастер своего дела, у него золотые; руки, ему можно доверить серьезное дело, он не подведет, он всегда все делает хорошо». Если человек с детства привык любое дело выполнять добросовестно, то он будет слышать о себе такие слова и когда станет взрослым. Но порой люди работают плохо, лениво. Например, строитель поленился, плохо сделал крышу в доме, пошел дождь, и вода залила потолок в доме. Портной шил пальто, и ему «не захотелось» пришивать пуговицы.
Нельзя пропускать любую возможность и для того, чтобы подчеркнуть творческое, любовное отношение человека к своему труду («Посмотри на эту вазу и попробуй рассказать о человеке, который ее расписал. Как ты думаешь, он хороший художник, он любит свою работу? Почему ты так думаешь?»). Если ребенок затрудняется, необходимо помочь ему, обращая внимание малыша на эстетическую сторону, на тщательность выполненного рисунка. Постепенно ребенок привыкает видеть за предметом человека, изготовившего его, учится смотреть на себя как на взрослого и привыкает к объективности оценки деятельности человека независимо от его возраста.
Трудовая деятельность одна из важных видов деятельности ребенка, которая дает ему возможность адаптироваться к миру взрослых, к окружающему миру в целом.
При освоении трудовой деятельности обогащается социальный опыт ребенка, развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели, что чрезвычайно важно для человека.