Валентина Бабошкина
Значение музыкально-дидактических игр в развитии ребенка и роль воспитателя в их проведении
▼ Скачать + Заказать документы
«Значение музыкально-дидактических игр в развитии ребенка и роль воспитателя в их проведении».
Цель: Обогатить знаниями воспитателей о значимости музыкально – дидактических игр в музыкальном развитии детей.
Задачи:
1. Раскрыть значимость музыкально – дидактических игр в развитии детей.
Публикация «Значение музыкально-дидактических игр в развитии ребенка и роль воспитателя в их проведении» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. Расширить знания воспитателей о приемах, средствах, которые способствуют выработке музыкальных навыков в развитии музыкальных способностей детей.
Важнейшей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игра. В игре развивается мышление, речь, воображение, память, усваиваются правила общественного поведения и воспитываются соответствующие навыки. С этой целью в своей работе я использую музыкально – дидактические игры, которые, воздействуют на ребенка комплексно, тем самым, расширяют музыкальное восприятие в целом. Ценность этих игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь к применению полученных знаний в жизненной практике. Данные игры являются одним из любимых видов детской музыкальной деятельности.
Музыкально – дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны и красочно оформлены.
Можно выделить пять видов музыкально - дидактических игр :
1. Игры на восприятие высоты звуков. (Задача этих игр научить детей различать звуки по высоте).
2. Игры на развитие ритмического чувство.
3. Игры на развитие тембрового слуха. (В младшей группе дети определяют звучание- пианино, барабана, погремушки. В средней - к этим инструментам добавляются металлофон, колокольчик. В старшей – звучание р. н. инструментов: баяна, балалайки, стук деревянных ложек. В подготовительной группе- знакомятся с инструментами оркестра, определяют духовые и струнные инструменты).
4. Игры на развитие динамического слуха. ( В младшей группе- учатся различать только контрастные оттенки: громко – тихо. В старшей группе- громко, умеренно громко, тихо. В подготовительной- громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо. То есть идет постоянное усложнение.
5. Дидактические игры на развитие памяти и слуха, на развитие детского творчества, на развитие представлений о характере музыки, на закрепление знаний о жанрах.
Усвоение музыкально - дидактических игр происходит в три этапа:
1. Этап - знакомство с игрой на музыкальном занятии - содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями, то есть учатся играть.
2. Этап - перенос полученных умений, навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей. На этом этапе основная роль в организации и проведении музыкально – дидактических игр принадлежит воспитателю. Рассмотрим более подробно третий этап, так как здесь основная роль отводится воспитателю. Роль педагога на этом этапе - активная. Он - участник всех игр детей и косвенно руководит ими: объясняет, если есть необходимость правила игры, предлагает внимательно слушать музыкальное задание; показывает, как правильно его выполнить; находит приемы для индивидуального воздействия на каждого ребенка; наблюдает за детьми, отмечает их успехи в выполнении задания.
3. Этап - самостоятельно используют музыкально - дидактические игры в свободной деятельности. Здесь воспитатель выступает в роли - организатора следит, чтобы игровой материал был в хорошем состоянии, находился на видном месте.
Какая же польза от музыкально - дидактической игры?
А в том, что она способна доставить ребенку немалое удовольствие, наслаждается самой музыкой (получает эстетическое удовольствие);
- имеет возможность выражать свои эмоции;
- имеет возможность двигаться;
- общается с другими детьми и взрослыми в рамках игрового процесса. (Взаимодействие)
2. Практическая часть.
«Расскажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»
Человек усваивает: 10% того, что слышит, 50 % того, что видит, 70 % того, что сам переживает, 90 % того, что сам делает.
Поэтому я предлагаю вам, попробовать самим проиграть в музыкально - дидактические игры. В своей практике, в развитии музыкальных способностей детей, я использую:
1. Музыкальные театрально - дидактические игры. Здесь совершенствуются нравственно-коммуникативные качества, музыкально - творческие способности, психические процессы.
(на закрепление одноимённой народной сказки «Руковичка»)
Возраст участников: 4-5 лет.
Главные герои: Рукавичка, Мышка- норушка, Зайчик- попрыгайчик, Лисичка- рыжая сестричка, Волчок- серенький бочок, Медведь- много реветь, Собачка, Девочка - хозяйка Рукавички.
Материалы и оборудование: рукавичка-перчатка для Рукавички, маски-ободки для остальных героев, музыкальный центр.
Программное содержание:
1. закреплять знания об украинской народной сказке «Рукавичка»;
2. активизировать речевой аппарат детей;
3. развивать метроритмическое чувство, тембровый и звуковысотный слух;
4. развивать внимание, память и координацию;
5. воспитывать бережное отношение друг к другу.
Ход музыкальной игры:
Герои выбираются заранее по считалочке. Все дети, кроме Рукавички, рассыпаются «горошком» по всему залу. Рукавичка стоит перед детьми и поё т свою грустную песенку:
Где ж моя хозяюшка?
Где же моя милая?
Рвут меня на частюшки
Зверюшки - лесные. (Рукавичка подходит к Мышке и спрашивает её) :
Руковичка: Ты моя хозяюшка?
Мышка: Нет, я — Мышка-норушка.
Руковичка: А меня моя хозяйка потеряла.
Мышка: Не печалься — давай лучше станцуем!
(Рукавичка и Мышка танцуют, Рукавичка подходит к Зайке- спрашивает:
Руковичка: Ты мой хозяин?
Зайка: Нет, я — Зайчик-попрыгайчик.
Руковичка: А меня моя хозяйка потеряла.
Зайка: Не печалься — давай лучше станцуем!
Рукавичка и Зайчик танцуют. Рукавичка подходит дальше к Лисе и спрашивает:
Руковичка: Ты моя хозяюшка?
Лисичка: Нет, я — Лисичка-рыжая сестричка.
Руковичка: А меня моя хозяйка потеряла.
Лисичка: Не печалься — давай лучше станцуем!
Рукавичка и Лисичка танцуют. Рукавичка далее подходит к Волку.
Руковичка: Ты мой хозяин?
Волк: Нет, я — Волчок-серенький бочок.
Руковичка: А меня моя хозяйка потеряла.
Волк: Не печалься — давай лучше станцуем!
Рукавичка и Волчок танцуют. Рукавичка подходит к Медведю.
Руковичка: Ты мой хозяин?
Медведь: Нет, я — Медведь-много реветь.
Руковичка: А меня моя хозяйка потеряла.
Медведь: Не печалься — давай лучше станцуем!
Рукавичка и Медведь танцуют. Рукавичка в отчаянье спрашивает:
Руковичка: Где же моя хозяюшка?
Девочка: Я здесь! — отвечает Хозяйка.
Можно всем действующим героям образовать малый круг.
Общий заключительный танец.
2. Музыкальная наглядно – дидактическая игра. Компьютер и Интернет могут стать помощниками для воспитателей в организации музыкально – дидактических игр. Во-первых, компьютер может заменить музыкальные инструменты. Во-вторых, Интернет – это источник дидактической информации и идей. Хочу представить:
- ритмическая игра: «На лесной полянке» для средней и старшей группы.
- На развитие звуковысотного слуха: «Семья» для младшего возраста.
- музыкальный квест : «Найди сокровище» - для подготовительной группы. (Шаг за шагом решить музыкальные задания, переходя к следующему этапу).
Так что же такое музыкально – дидактические игры? (ответы участников). Музыкально-дидактические игры являются важной частью педагогического воспитания. Это интеллектуальные задачи, которые дети решают в игровом процессе, которые способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, общему музыкальному развитию ребенка.