Ольга Бухвалова
Значение кинезиологических упражнений в развитии речи младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
БухваловаО. А., воспитатель
МАДОУ Детский сад «Ромашка»
Вадский муниципальный округ
«ЗНАЧЕНИЕ КИНЕОЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Одной из важнейших проблем дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Значение кинезиологических упражнений в развитии речи младших дошкольников» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкость неправильных форм произношения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены нарушениями фонематического слуха, артикуляционного аппарата. Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык. [1]Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Именно поэтому следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается.
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. [2] Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Основным требованием методики «Гимнастика мозга» является точность выполнения специальных движений и приемов. При этом их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Комплекс упражнений включает несколько этапов.
И первый из них – ритмирование. Ритмирование – это подготовительная процедура, предваряющая комплекс упражнений в рамках «Гимнастики мозга». Оно включает в себя упражнения, позволяющие обрести позитивность, активность, ясность и способность концентрировать внимание, которые могут выполняться стоя, сидя, а при необходимости и лежа, подготавливает ребёнка к выполнению последующих упражнений. Ритмирование включает в себя:
1. Обязательное питье чистой воды, позволяющее повысить энергетический потенциал тела и активизировать мозговые процессы. 2. Упражнение «Кнопки мозга», позволяющее привести в готовность вестибулярный аппарат, активизирующий работу мозга и подготавливающий его к восприятию сенсорной информации. Для выполнения процедуры необходимо:
2. • одновременное массирование большим и средним пальцами левой руки парных точек в подключичных впадинах, положив при этом правую руку на пупок; • провести стимулирование точек 10 раз;
• поменять положение и провести стимулирование точек еще 10 раз.
Данное упражнение формирует кинестетическую базу для зрительных навыков, что способствует профилактике дислексии и развивает способность ребенка пересекать центральную среднюю линию тела, что является чрезвычайно важным для его общего психофизического развития.
3. Упражнение «Перекрестные шаги», способствует развитию интегрированных связей обоих полушарий. Упражнение является медленной перекрестной ходьбой на месте под счет ведущего, при выполнении которого ребенок попеременно касается правым локтем левого колена и левым локтем – правого с обязательной фиксацией положения «локоть – колено». Упражнение может быть выполнено следующим образом: пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом под счет ведущего.
4. Упражнение «Крюки», оказывает влияние на сбалансированную работу моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга, способствуют улучшают координацию.
Кинезиологические упражнения направлены на развитие различных систем координации движений и психофизических функций. В качестве примера можно привести координацию «глаза-руки», которая участвует в зрительной работе, в работе мелкой и крупной моторики рук при письме, рисовании, в общении и пр. [3]
Каждое из кинезиологических упражнений, направлено непосредственно на возбуждение определенного участка мозга и механизмов интеграции мысли и движения, благодаря чему новое учение оказывается более естественным, быстрым, спонтанным и одновременно лучше запоминаемым. Знания естественно включаются в живое действие, формируя потребность в личностной самореализации, т. к. уже при формировании начальных знаний подключается механизм «интеграции мысли и движения».[4]
В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка легко коррегируются речевые нарушения, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с этим у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс способности к обучению, а так же управлению своими эмоциями. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные и структурные изменения. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка исчезают явления дислексии, улучшается память и концентрация внимания. [5]
В связи с вышесказанным всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов работы, направленных на развитие речи дошкольника с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей. Для преодоления этих проблем необходимо проведение комплексной работы с детьми. Одним из методов является кинезиология.
Работая над темой по самообразованию более подробно, изучила методическую литературу по вопросам кинезиологии. Это вызвало у меня большой интерес. На данный момент я работаю с детьми 5-6 лет. Проводя занятия по организованной учебной деятельности, а также наблюдая за детьми во время свободной деятельности, анализируя результаты мониторинга по образовательной области «Коммуникация», было замечено, что дети испытывают сложность в конструировании словосочетаний и предложений, а также выражать свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств. Мною была поставлена задача - провести работу, направленную на коррекцию данных проблем.
Начали мы с питьевого режима, хотя он и так соблюдается. Детям предлагали воду перед непосредственно образовательной деятельностью и во время её. Мы вместе с детьми учились пить воду правильно, а после обсуждали, какой вкус имела вода. Детям это занятие очень понравилось. Дети успокаивались, а после, с удовольствием познавали мир в игре. В процессе выполнения наибольший интерес у детей вызвали игры с элементами кинезиологии. Например, игры с наполненными солью мешочками у детей вызвали очень большой интерес. Проводила я их в утренние часы приема и во время образовательной деятельности, постепенно усложняя игру. Мы с детьми открывали новые возможности у каждого ребенка. Сначала большинство детей не могли удержать на голове мешочек, а через три месяца дети уже могли выполнять это упражнение свободно. Детям очень нравятся песни и стихотворения, под которые проводятся игры. Они с удовольствием их заучивают и долго их помнят.
Выполняя «Перекрестные шаги» с детьми я заметила, что в этом возрасте детям сложно выполнять эти упражнения. Большинство детей не могли выполнить правильно эти движения. После проведения систематических занятий больше половины детей стали выполнять упражнения правильно. Эти упражнения мы проводили перед организованной учебной деятельностью и во время неё. Также я их включила в комплексы утренней гимнастики. Под ритмичную музыку дети с огромным желанием выполняют эти движения.
Во время занятий с детьми я проводила упражнение «Зеркальное рисование». Вначале, это упражнение вызвало большой интерес у детей, но дети очень быстро охладели к нему. Это было вызвано тем, что дети не могли выполнить упражнение правильно. У них не получалось рисовать двумя руками сразу. Тогда я решила упростить им задачу и дала им уже нарисованные рисунки. Задача детей была постараться обвести рисунки, используя обе руки одновременно. Хотя в данный момент у детей это упражнение вызывает затруднения, но уже заметен небольшой сдвиг в лучшую сторону, дети изображают элементарные рисунки двумя руками одновременно.
Применяя упражнение «Ленивые восьмерки» мною было замечено, что детям оно нравится. Это упражнение дети выполняли с интересом. Они с удовольствием обводили «Ленивые восьмерки».
Также детям очень понравилось упражнение «Думающая шляпа». Самомассаж успокаивает ребенка и стимулирует работу его мозга. Детям было приятно помассировать свои ушки. Данное упражнение было использовано во время организованной учебной деятельности. После таких минуток массажа дети активнее включались в работу группы и давали развернутые ответы на поставленные вопросы.
Со своими воспитанниками пытались выполнить все комплексы кинезиологических упражнений. Проводя комплексы упражнений, мною было замечено, что дети испытывают сложность при выполнении.
С упражнением «Крюки» в моей группе дети справились не очень хорошо. Дети еще не умеют принимать правильную позу и держать равновесие. Тоже я могу сказать об упражнении «Кнопки мозга», дети не умеют находить правильные точки на теле, но мы учимся их находить и учимся выполнять правильно это и другие упражнения. По окончании проведенной работы были заметны улучшения.
Используя кинезиологические упражнения в своей работе я поняла, что они дают немедленный и накопительный эффект улучшения развития речи детей, а также повышения умственной работоспособности и оптимизации психоэмоционального состояния. У детей наблюдается определенный прогресс: повышается способность к управлению своими эмоциями. Наблюдается улучшение внимания, мыслительной деятельности, понижение тревожности, повышается способность концентрироваться на выполняемом задании. На основании моих наблюдений могу сделать вывод, что кинезиология вносит огромный вклад в развитие речи ребенка и что применение кинезиологических упражнений в дошкольном возрасте необходимо.
Список литературы:
1. Деннисон П. И., Деннисон Г. И. Образовательная кинестетика для детей : Базовое пособие по Образовательной Кинезиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М. : Восхождение, 1998.
2. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000.
3. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.
4. Архипов Б. А., Воробьева Е. А., Семенович А. В., Назарова Л. С., Шегай В. М. Комплексная методика психомоторной коррекции. М., 1998.
5. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., 1999.