Лучший педагог года

Значение игр и игрушек в развитии детей дошкольного возраста

Наталья Гусакова
Значение игр и игрушек в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

СОВМЕСТНО С ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ И ВОСПИТАТЕЛЕМ.

ТЕМА: «ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ И ИГРУШЕК В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Подготовили и провели

педагог-психолог Селищева Т. В

воспитатель Гусакова Н. С.

Публикация «Значение игр и игрушек в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: показать родителям значимость игр и игрушек для полноценного развития ребенка.

Задачи:

1. Рассказать родителям о предназначении игр и игрушек;

2. Научить управлять ребенком с помощью игры;

3. Обозначить критерии выбора игрушки для полноценного эмоционального развития ребенка.

Подготовка:

1. Провести предварительное исследование игровых интересов детей с помощью анкеты, предложенной родителям:

- Любит ли Ваш ребенок играть?

- В какие игры Вы играете с детьми дома?

- Любимая игра ребенка - это.

- Какие игрушки Вы покупаете малышу?

- Чем Вы руководствуетесь при выборе игрушки?

- Какие герои мультфильмов являются любимыми игровыми персонажами Вашего ребенка?

2. Подбор музыки.

3. Оформление выставки игрушек (от традиционных до современных).

Ход родительского собрания:

На фоне спокойной клавесинной музыки звучит текст:

1. Вступительное слово воспитателя.

Вот как мог выглядеть званый вечер в одном из дворцов Франции, Германии, Италии и даже России лет 300 назад. Горят сотни свечей. В центре зала на большом помосте стоит клавесин, возле которого на стуле в ожидании публики сидит модно одетая девочка. По знаку хозяина она встает, кланяется гостям, ожидая аплодисментов. Играет она превосходно. Правда, ее строгое неподвижное лицо и скованная фигура плохо гармонируют с прекрасной музыкой. Окончив игру, она встает, кланяется, ожидая аплодисментов. И вдруг замирает. Гул изумления прокатился по залу. Гости поняли, что «артистка» - всего лишь кукла. Хозяин доволен своей выдумкой.

1.1 Психолог.

Игрушка. Что она значит в нашей жизни? Каково ее истинное предназначение? Что это? Средство для развлечения или культурное орудие, передающее состояние современной культуры, суть человеческих отношений и сложное мироустройство?

Игрушка - тот же носитель информации для ребенка, что газеты для взрослого.

Зачем же нужна игра?

Какой должна быть игра?

В детстве она является важнейшей деятельностью ребенка, помогает развивать его воображение, мышление, память, речь, В полюбившихся забавах ребенок испытывает ощущение свободы, в момент игры он может стать кем угодно и быть где угодно. Это очень важно ведь в реальной жизни ребенок полностью зависим от взрослого.

Нам, взрослым, важно уметь включиться в игру ребенка на равных авторитет и преимущества возраста здесь теряют свою силу. Надо позаботиться о том, чтобы в течение дня у детей было достаточно свободного времени на развлечения, чтобы игрушки были интересными, разнообразными и понятными им, находились в доступном месте. Нельзя резко обрывать игру детей; если им пора есть или спать дайте еще 5—10 минут, чтобы они могли ее закончить. Требуя порядка в комнате, все-таки не заставляйте ребенка разрушать с таким трудом построенный им домик, тем более если завтра он опять ему понадобится.

Нельзя диктовать сыну или дочке, во что и как играть, даже если вам не нравятся их игры. Дайте возможность ребенку свободно выражать любые свои эмоции, даже агрессию, разыгрывать любые сюжеты, раздевать и разбирать игрушки независимо от их стоимости.

Итак, начнем играть с детьми. Но как? Знаете ли вы, например, что с трехлетним ребенком играют иначе, чем с шестилетним?

Включаясь в игру, взрослый выполняет в ней главную роль много говорит, показывая, что и как делать. Когда он «врач» ставит градусник, делает уколы; когда «повар» режет овощи, варит суп. При этом надо использовать не только игрушки, но и различные предметы: палочку вместо градусника, ложку вместо шприца. Нужно показать ребенку, что один и тот же предмет в разных игровых ситуациях может быть чем угодно стоит только пофантазировать. Из настольных простейшие виды лото, матрешки, конструкторы, мозаика.

Пятилетние дети уже понимают прелесть игры со сверстниками. Поэтому в игре взрослый участвует уже на вторых ролях: дочки, пациента, пассажира. Вы можете стать режиссером придумать игру по сюжету небольшой сказки. Дети любят одеваться в костюмы, маски. У девочек резко возрастает интерес к маминым туфлям, сумочкам, бусам. Хорошо, если вы сможете пожертвовать кое-что из этих «сокровищ» для детских забав. Совершенно необходимы в этом возрасте шумные игры с подушками, одеялами, креслами. В эти годы ребята любят сооружать дома, крепости из подручного материала, например подушек.

В шесть лет настало время учить ребенка «осваивать» бадминтон, различные подвижные игры с бегом, прыжками. Используйте элемент соревнования кто быстрее добежит, дальше прыгнет. Покажите, как выбрать водящего с помощью считалки, объясните, как правильно считаться, вспомните свои детские считалки. Ха-рактер игр становится творческим. Особенно активно развивается воображение ребенка, его способность комбинировать полученные ранее впечатления в новые сочетания, поэтому и привлекают игры по нестандартным сюжетам. Можно предложить, например, вообразить встречу Колобка и. Красной Шапочки. Дети увлекаются шашками, домино, настольным бильярдом,

Играя, ребенок познает мир. Поэтому обучение детей в игре в дошкольный период лучший способ привить им различные навыки.

2. Педагог-психолог проводит анализ анкет.

3. Дискуссия о пользе и вреде игрушек. Психолог. Помните: игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Таковы ли современные игрушки?

Воспитатель совместно с педагогом-психологом

Дискуссия о пользе и вреде старых и современных игрушек.

Родителям предлагаются различные игрушки (матрешка, Барби, набор животных, Телепузик, пирамидка, конструктор и др.).

Нужно разделить лист бумаги пополам и рассмотреть «плюсы» и «минусы» любой игрушки по выбору. Затем коллегиально выяснить полезность, бесполезность или вред данной игрушки.

4. «Как оценить качество игрушки».

Воспитатель. У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти, как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Нормальное становление внутреннего мира ребенка, его развитие немыслимы без игры, а следовательно, без игрушки. Подбор игрушки - дело серьезное и ответственное. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются стихийно или в силу поверхностных обстоятельств (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку). Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую полезность родители недооценивают. Выбирая игрушки для своего ребенка, взрослые, к сожалению, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель игрушки пишет все что угодно, либо руководствуются принципом: «Чем больше, тем лучше, будет чем ребенку заняться», то есть, как правило, приобретают необдуманно, не соотнося с задачей - четким назначением и педагогическими рекомендациями пользования игрушкой.

Сколько игрушек должно быть у ребенка? Чем меньше возраст ребенка, тем меньшее число игрушек должно одновременно находиться в поле зрения. Часто причиной детской скуки становятся сами игрушки. Их скудный ассортимент, плохое качество, неудачный цвет и даже количество. Дети нередко просто манипулируют ими (например, куклу раздевают-одевают). Ребенка же нужно научить их оживлять. И это зависит от нашей фантазии.

В одной семье праздновали день рождения сына. Каждый гость приносил по две или три игрушки. Ребенок очень радовался подаркам, складывая их на от-дельный столик. Вечером, когда все гости ушли, мать увидела расстроенного сына возле горы игрушек. «Мама,— с мольбой обратился ребенок,— с чем мне теперь играть?» Нам, взрослым, кажется, что от количества игрушек зависит радость ребенка. Чем их больше, тем детство счастливее. Ребенок перестает ценить их. Отсюда и вечное канюченье «мама, купи мне игрушку», и нежелание их убирать. Уборка игрушек один из самых распространенных поводов для конфликтов родителей и детей. Ребенок начал играть, он придумал сюжет, развивает его, преодолевает трудности, и вдруг, как гром среди ясного неба,— «тебе пора спать». Другое дело, когда ребенок разбрасывает игрушки по всей квартире и вообще не желает их убирать. Можно, конечно, его заставить, а можно использовать игру. Например, так.

Ребенок, проснувшись утром, не нашел игрушек. Мама и папа их тоже не видели. Они не стали читать нотаций, а вместе с сыном искали, беспокоились. Ве-чером папа вытащил из почтового ящика письмо, где игрушки писали, что они ушли. Родители очень сочувствовали малышу и помогли написать ответ игрушкам, уговорить их вернуться. В дальнейшем уборка превратилась из скучной обязанности в проявление заботы и любви.

Спрячьте на время лишние игрушки. Когда ребенок наиграется оставленными, к ним можно добавить несколько из вашего запаса. Количество игрушек для ребенка определяется его способностью связывать их в единый сюжет. Например, солдатиков, даже если их много, объединить нетрудно, а попробуйте связать солдатика и фонендоскоп

Психолог. Сейчас существует большой выбор разнообразных настольных игр и игрушек.

Выбирая игрушку желательно, чтобы ребенку было приятно, и она стала для ребенка любимой. Важно, чтобы она символизировала нечто живое. Пусть это будет кукла или мишка, Буратино или крокодил, которые станут членами вашей семьи. Любите их, позволяйте ребенку с ними есть и спать, ходить гулять и ездить в гости. Спят с любимыми игрушками многие дети. Малыши рассказывают им сказки, поют песни так легче засыпается; делятся своими радостями или огорчениями у взрослого часто не хватает времени их выслушать. Детям свойственно «оживлять» игрушки, по-этому они так переживают, когда родители выбрасывают старого зайца с оторванным ухом. Вспомните поговорку: старый друг лучше новых двух. Если же ребенок попросил игрушку неожиданно есть повод для тревоги. Может быть, ваш малыш попал в трудную ситуацию и ищет поддержки. Или он заболевает больные дети всегда требуют, чтобы кто-то был рядом.

Любимая игрушка для ребенка зеркало, в которое он смотрится, чтобы осознать себя и свои поступки, на нее переносит свои отношения с окружающими.

Однако для очередного занятия с ребенком необязательно бежать в магазин за новой игрой или игрушкой. К сожалению, современные игрушки часто трудно назвать детскими они «взрослые» и по замыслу, и по количеству деталей. Поэтому детям так трудно с ними играть. Дети хорошо понимают игры с предметами-заместителями, когда обычный карандаш может стать волшебной палочкой, конус 13 конструктора превратится в мороженое и т. д. А еще можно сыграть в новую игру со старыми игрушками, при этом они для ребенка станут еще любимей и дороже.

Используйте бытовые вещи. Например, с бельевыми прищепками и магнитом на веревочке, привязанными к карандашу, можно устроить рыбалку; картонную коробку из-под большого телевизора, прорезав в ней окошки, можно превратить в домик. Нестандартное использование знакомых игрушек и вещей поможет вашему малышу научиться творчески мыслить. Пробуйте мастерить игрушки вместе с детьми. Скорее всего, в своей игре они отдадут предпочтение им, нежели красивым из магазина, потому что они - часть вашего и ребенка труда, вы сделали их такими, какими хотели видеть, вы вместе старались. Хочется отметить, что дети очень любят в своих играх использовать воду, крупу, песок, камешки, шишки.

Старайтесь ребенка не воспитывать, а играть с ним, объясняя, как ведут себя воспитанные игрушки. Так можно объяснить правила поведения за столом на примере игры с сервировкой стола игрушечной посудой для любимого мишки. Проделав это в игре со своей любимой игрушкой, он легко усвоит взрослые правила. Для детей неуверенных нужны маленькие игрушки. Лучше, если это будет бельчонок, зайчонок, мышка т. е. зверюшка, которую надо опекать, оберегать. Защита более слабого поможет ребенку избавиться от комплексов.

Важную роль в воспитании малыша играет сказка. Она знакомит его с окружающим миром, учит отличать добро от зла, показывает различные примеры поведения и их последствия. Вам не нравится, как поступает ваш ребенок? Не ругайте и не наказывайте его, лучше расскажите сказку-воспиталочку про зверушку или ребенка, который своим поведением очень похож на вашего малыша. Обсудите с ним сказку, и малыш лучше оценит со стороны этот поступок, и сам благодаря вашей помощи сделает правильный вывод. Такие специальные сказки помогут решить проблемы вашего малыша.

Поговорите с ребенком о друзьях. Расскажите, какие были у вас друзья в детстве и какие есть сейчас. Чаще приглашайте друзей малыша на совместные прогулки, экскурсии или просто домой. Объясните, что настоящие друзья помогут справиться с неприятностью в трудную минуту и разделят радость, что без друзей скучно и вместе с ними интересней играть.

Отсутствие ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к бессмысленным закупкам однотипных игрушек, бесполезных.

Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка. Родителям предлагается совместно с психологом разработать критерии выбора игрушки. Например:

- соответствие интересам самого ребенка ( интересы взрослого и ребенка зачастую не совпадают: взрослых привлекает внешняя красота, богатство, сложность деталей или описанное в аннотации развивающее значение, у детей другие приоритеты -похожа на любимого сказочного героя, такая же есть у друга);

- возможность что-либо с ней делать - главное достоинство игрушки (разбирать, передвигать, извлекать звуки);

- разнообразие форм активности ребенка: чем более игрушка совершенна, тем меньше простора для творчества (максимальны для преобразований мячи, кубики, пирамидки);

- игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки, которые сами подсказывают способ действия, например, матрешки, пирамидки);

- эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, недопустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).

5. Игровое упражнение «Выбери игрушки».

Воспитатель предлагает родителям разделится на три команды, каждой из которых предлагается выбрать на предложенной выставке игрушек те, которые способствуют:

- социально-эмоциональному развитию (например, животные, куклы, посуда, доктор, парикмахерская и др.);

- интеллектуальному развитию (кубики, конструктор, пазлы, мозаика, лото, домино и пр.);

- физическому развитию (мячи, обручи, кегли, скакалки и др.).

Конечно, взрослому легче указать, как нужно себя вести ребенку, усадить, запретить, сказать, чтоб не мешал. Но для ребенка такие усилия родителей нередко становятся источником беспокойства, вызывают тревогу. Чтобы получить поддержку взрослого, ребенок может прикинуться глупым, беспомощным, слабым, скучающим, медлительным. В игре же и игровых отношениях он учится поддерживать себя сам. Ведь в своей игре ребенок всегда успешен. Поэтому через игровую роль он благополучнее переживает моменты преодоления трудностей. Этим и уникальна игровая деятельность как воспитательное средство. Вот почему сегодняшнему родителю, живущему в условиях стрессогенности современной жизни, ради сохранения добрых отношений с детьми столь полезно развивать собственную игровую находчивость и изобретательность, обогащать свое роди-тельское поведение навыками игрового, а не только директивного общения.

- Какие способы общения с ребенком предпочитают, взрослые в типичных повседневных ситуациях?

6. Экспресс-опрос родителей.

Психолог. Вы намереваетесь войти в дверь подъезда, но у входа Вам перегораживает путь малыш с игрушечным автоматом в руках, Вы:

а) заходите в подъезд, не отвлекаясь на малыша;

б) говорите ребенку, чтобы он выбрал более удачное место;

в) отвечаете ему, приняв игровую ситуацию.

В зимний день на прогулке Вы увидели множество построек из снега, Вашему ребенку не терпится поиграть с ними, Вы:

а) наблюдаете за ребенком, пока он наиграется;

б) играете вместе с ребенком, придумав сюжет;

в) определяете ребенку время для игр и пролистываете свежий номер журнала.

Ваш ребенок бегает по квартире с пронзительными звуками, Вы:

а) останавливаете ребенка словами: «Отдохни от беготни, а то вспотеешь»;

б) спрашиваете что-то вроде того: во что ты играешь и не пора ли самолетику заправиться;

в) усаживаете ребенка на диван, предлагая почитать книгу.

(Варианты директивные и с опорой на игру.)

7. Упражнение «Внештатная ситуация».

Каждой группе родителей предлагается ответить на вопрос, обыграв сложившуюся ситуацию. (Вы приготовили обед и зовете ребенка к столу, а он в этот момент разыгрался. Что делать? И т. п. по выбору.)

8. Рефлексия «Синтез информации».

Родителям предлагается назвать все происходящее на занятии одним словом. Все слова записываются. Затем предлагается составить название из двух слов, потом - используя целое предложение, которое раскрывает суть темы.

Публикации по теме:

Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возрастаЗначение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста» Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации.

Значение мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста «Значение мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Разживина А. В. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал:.

Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста Консультация для воспитателей на тему «Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста».

Значение дидактических игр в развитии детей раннего возраста. В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение дыхательной гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая нена-пряженная артикуляция. У детей дошкольного возраста речевое.

Значение конструирования в развитии детей дошкольного возраста Значение конструирования в развитии детей дошкольного возраста Дошкольный возраст-благоприятный период для развития творчества. Именно.

Значение музыкально-дидактических игр в развитии ребенка дошкольного возраста Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.

Значение сказкотерапии в развитии детей дошкольного возраста Роль сказки в жизни ребёнка «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед.

Значение экологической деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста Человек и природа… Творчество философов, поэтов и художников у всех народов и во все времена было посвящено этой теме. В наши дни данная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение игр и игрушек в развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 января 2019 в 14:13
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение игр и игрушек в развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гусакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД