Жанна Машина
Значение художественной литературы в речевой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Значение художественной литературы в речевой деятельности дошкольников
Образность и точность поэтического выражения сильно воздействуют на детей. Они хорошо чувствуют пословицы и загадки. Всем известно, что услышанная в дошкольном детстве сказка, выученные стихи запоминаются на долгие годы.
Темочки:
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Темочки
Художественно - речевая деятельность ребё нка очень разнообразна: слушает рассказы, сказки; пытается их пересказать, сам сочинить; выразительно читает стихи. Вот поэтому важно значение художественной литературы во всех видах деятельности.
Научите детей воспринимать произведения изобразительного искусства, чувствовать их красоту, высказывать словами. Ребёнку доступны многие способы изображения предметов в рисунке, лепке, аппликации. В процессе лепки у малышей развивается глазомер, двигательно-осязательные ощущения. Процесс аппликации особенно способствует развитию чувства ритма, цвета, формы. Рисование - графический и живописный способ изображения. Но основное – это выразительно-образное содержание детских работ, их искренность, непосредственное выражение чувств.
Музыка – яркое средство эстетического воспитания. Чтобы она выполняла эту важную функцию, надо прежде всего развивать общую музыкальность, отзывчивость на музыку. Музыка волнует, вызывает ответные реакции, рождает жизненные ассоциации маленьких слушателей. В воображении возникают различные образы, под их влиянием дети стремятся проявить себя в пении, танце, музыкальной игре.
В дошкольном детстве закладываются первоначальные основы художественной, музыкальной, литературной культуры. Этому способствуют систематические занятия с детьми. Ознакомление с произведениями разных жанров народного творчества обогащает опыт детей, разнообразнее становятся чувства и настроения, расширяется кругозор знаний и поэтому развивается речь детей дошкольного возраста. Новое дети узнают о родной стране, о труде взрослых, о природе, о своей жизни. И так как это произведения не только народные, но и классиков: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Н. Некрасов, С. Я. Маршак, С. Михалков, М. Пришвин и многие другие, то дети получают яркие, незабываемые впечатления.
Особое место занимают стихи для заучивания наизусть. Они обогащают эстетические переживания детей, в них подмечены такие детали, такие образы, мимо которых дети проходили бы мимо, не замечая.
Поэтому так важно помочь ребёнку уточнить представление об увиденном, услышанном, о том, что он хочет выразить словом, рисунком, поделкой из глины или из бумаги. Полезно поговорить с ребёнком о том, что он увидел, услышал, задумал изобразить. Старайтесь, чтобы дети сами рассказывали, что именно привлекло, вызвало интерес. Есть дети, которые говорят много и охотно, других надо подтолкнуть, задать вопросы, которые направят, помогут раскрыться. Не следует сразу прибегать ко всем названным средствам – это может перегрузить ребёнка впечатлениями. Помощь ребёнку не должна быть навязчивой, а советы не стоит высказывать категоричным тоном, обрывать резко. Очень важно то, что ваш интерес к детскому творчеству, к рассказыванию сказки или стихотворения, бережное к нему отношение укрепляют у детей уважение и доверие к вам, вызывают стремление поделиться замыслом, рассказать о неудачах.
Эстетическое воспитание не распадается на отдельные виды. Изучение художественной литературы в дошкольном детстве тесно связано с вниманием к окружающей жизни, любовь к природе, познанию её красоты – с самостоятельным творчеством детей.