Торгашова
Формирование представлений о цвете, форме, величине у детей раннего возраста
Методическая разработка для детей второй группы раннего возраста по теме :
«Формирование представлений о цвете, форме, величине у детей раннего возраста посредством использования дидактических игр»
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда
Публикация «Формирование представлений о цвете, форме, величине у детей раннего возраста» размещена в разделах
Цель: Формирование у детей 2-3 лет представлений о цвете, форме и величине предметов через использование дидактических игр.
Задачи:
1. Обучающие:
o Познакомить детей с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый).
o Формировать представления о простых геометрических формах (круг, квадрат, треугольник).
o Учить различать предметы по величине (большой, маленький).
o Активизировать словарь по теме.
2. Развивающие:
o Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
o Развивать мелкую моторику рук.
o Развивать умение сопоставлять предметы по признакам.
o Развивать речь, умение отвечать на вопросы.
3. Воспитательные:
o Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
o Формировать умение работать в коллективе.
o Воспитывать аккуратность и бережное отношение к игровому материалу.
Возраст детей : 2-3 года (вторая группа раннего возраста)
Продолжительность: 1-2 недели (цикл занятий)
Формы работы :
• Индивидуальные занятия.
• Групповые занятия.
• Игры в свободной деятельности.
Материалы и оборудование:
• Дидактические игры:
o «Подбери по цвету» (карточки с изображением предметов разных цветов и цветные карточки-образцы).
o «Чудесный мешочек» ( геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, сшитые из ткани, или деревянные).
o «Большой – маленький» (разноцветные кубики, разного размера).
o «Собери бусы» (крупные бусины разных цветов и форм).
o «Разложи по домикам» (карточки с домиками разного цвета и геометрические фигуры).
o «Цветная стирка»
o «Собери ежика по картинке»
• Предметы разных цветов, форм и размеров (игрушки, мячи, кубики, ленточки).
• Картинки с изображением предметов разного цвета, формы и размера.
• Музыкальное сопровождение (веселые детские песенки).
• Коробка или мешочек для игр.
План проведения цикла занятий:
Неделя 1:
• Занятие 1: «Знакомство с цветом» (Красный цвет)
o Приветствие.
o Показ красного мяча, красной ленточки.
o Проговаривание слова «красный».
o Игра «Найди красный предмет» (в группе и среди игрушек).
o Дидактическая игра «Подбери по цвету» (красные предметы).
o Прослушивание песенки о красном цвете.
o Рисование красной краской (пальчиками).
o Прощание.
• Занятие 2: «Знакомство с цветом» (Синий цвет)
o Аналогично занятию 1, но с использованием синего цвета.
• Занятие 3: «Знакомство с формой» (Круг)
o Приветствие.
o Показ круга (из дерева, ткани).
o Проговаривание слова «круг»
o Игра «Найди круглый предмет» (в группе и среди игрушек).
o Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (на ощупь определить круг).
o Катание круглого мяча.
o Рисование кругов пальчиками.
o Прощание.
• Занятие 4: «Знакомство с величиной» (Большой – маленький)
o Приветствие.
o Показ большого и маленького мяча (кубика).
o Проговаривание слов «большой», «маленький».
o Игра «Большой – маленький» (положить в разные коробки).
o Дидактическая игра «Разложи по домикам» (большие и маленькие фигурки).
o Сравнение величины разных предметов.
o Прощание.
Неделя 2:
• Занятие 5: «Знакомство с цветом» (Желтый цвет). Дидактическая игра «Цветная стирка»
o Аналогично занятиям 1 и 2, но с использованием желтого цвета.
• Занятие 6: «Знакомство с цветом» (Зеленый цвет)
o Аналогично занятиям 1 и 2, но с использованием зеленого цвета.
• Занятие 7: «Знакомство с формой» (Квадрат)
o Аналогично занятию 3, но с использованием квадрата.
• Занятие 8: «Знакомство с формой» (Треугольник)
o Аналогично занятию 3, но с использованием треугольника.
• Занятие 9: «Закрепление знаний о цвете»
• «Собери ежика по картинке»
o Приветствие.
o Показ предметов всех изученных цветов.
o Игра «Собери бусы» (чередование цветов).
o Дидактическая игра «Подбери по цвету» (все цвета).
o Прослушивание песенки о цветах.
o Рисование цветными красками.
o Прощание.
• Занятие 10: «Закрепление знаний о форме и величине»
o Приветствие.
o Показ предметов всех изученных форм и размеров.
o Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (определить форму на ощупь).
o Дидактическая игра «Разложи по домикам» (форма и величина).
o Конструирование из геометрических фигур.
o Прощание.
Методические рекомендации:
• Занятия короткие (10-15 минут, с частой сменой деятельности.
• Использовать наглядность и игровой материал.
• Создавать положительную эмоциональную атмосферу.
• Повторять материал несколько раз.
• Поощрение детей за активность и правильные ответы.
• Использование индивидуального подхода.
• Включать родителей в процесс обучения (предлагать играть с детьми дома, показывать предметы разных цветов, форм и размеров).
• Связывать обучение с повседневной жизнью (обращать внимание на цвет, форму и величину предметов на прогулке, в группе).
Критерии оценки:
• Ребенок называет основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый).
• Ребенок различает круг, квадрат, треугольник.
• Ребенок различает предметы по величине (большой, маленький).
• Ребенок выполняет задания по инструкции.
• Ребенок проявляет интерес к познавательной деятельности.
Ожидаемые результаты:
• Дети будут знать основные цвета, формы и величину предметов.
• Дети будут уметь различать предметы по этим признакам.
• Дети будут проявлять интерес к познанию окружающего мира.
• Дети будут развивать свои сенсорные способности и мелкую моторику.