Любовцева Ирина
Сценарий мероприятия в подготовительной группе «Златоустовская гравюра»
▼ Скачать + Заказать документы
Мероприятие в подготовительной группе «Златоустовская гравюра»
Интеграция ОО: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель:
Закрепление и обобщение знания детей о родном городе, знание изделий мастеров Златоуста.
Способствовать становлению эстетически развитой личности средствами декоративно-прикладного искусства Златоуста.
Задачи:
Образовательные.
Публикация «Сценарий мероприятия в подготовительной группе „Златоустовская гравюра“» размещена в разделах
- Вызвать интерес к истории родного города, его традициям.
- Расширять представления детей о златоустовской гравюре как о произведении искусства.
- Дать детям знания о характерных особенностях промысла;
-Закреплять умения детей работать в технике гратаж.
Развивающие.
-Развивать память, внимание, творческое воображение, мелкую моторику рук.
Воспитывающие.
-Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за людей, прославивших наш край.
Оздоровительная.
Снять напряжение, восстановить умственную работоспособность детей, укрепить мышцы рук.
Методические приемы: беседа, художественное слово, наглядность, опора на опыт детей, исследовательская и практическая деятельность.
Предварительная работа:
-создание альбома «Златоуст – город мастеров»;
- экскурсия в краеведческий музей с целью: познакомить детей с экспонатами златоустовских граверов;
-выставка «Златоустовская гравюра на стали», оформленная детьми и родителями;
-продуктивная деятельность: заготовки под рисунки в технике граттаж.
Словарная работа: рельефный, эскиз
Материалы:
-презентация «златоустовская гравюра на стали»
- изделия златоустовских художников-граверов; открытки предметов быта, оружия, доспехов;
- фотографии памятника Ивану Бушуеву (скульптор В. П. Жариков);
- фотографии изделий Ивана Бушуева;
- дидактическая игра «Найди лишнее»;
- флаг нашего города;
- материалы для продуктивной деятельности: салфетки, заготовки под рисунки в технике гратаж, заострённые палочки для процарапывания.
Ход:
-Ребята, на прошлой неделе вы помогли оформить выставку в нашем уголке по краеведению. Предлагаю пройти детей в мини-музей группы.
- Давайте вспомним, как она называется? («Златоустовская гравюра на стали»)
-Мне очень она понравилась, и я приготовила для вас презентацию. Просмотр слайдов и экспонатов.
-Златоустовкая гравюра на стали зародилась как искусство украшения холодного оружия.
-Начало промыслу в Златоусте было положено немецкими мастерами. Основным инструментом была игла. А вот Иван Бушуев изменил технику гравировки. Он берёт в руки кисть и наносит рисунок. В свои работы Бушуев привнёс нечто новое. После специальной обработки рисунок на гравюре становится рельефным.
-Что значит рельефным? (выпуклым)
-Предлагает потрогать изделия на ощупь.
-Что вы чувствуете? (ответы)
-Скажите, кто был создателем известному всему миру крылатого коня? (ответы)
-Где мы можем его увидеть? (на флаге, гербе города, на оружие)
Крылатые кони Иванко взгляд завораживают,
Золотом сверкают,
Синевой отливают.
В своих произведениях Иван Бушуев воспевал героизм русского солдата, патриотизм и гордость за отечество. Гравюрой он украшал оружие, изображая сцены боя, охоты.
-А как создаётся эта сказка, вам расскажет?
Ребёнок.
Славен Златоуст чудо – мастерами,
Рисунок по металлу в сказку превращали.
Кистью и иглой красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
-Сначала художник – гравер придумывал эскиз (рисунок). А потом при помощи специальных инструментов: иглы и кисти наносил его на сталь. Изделие проходило химические обработки: травление, синение, золочение. Эта техника гравировки называется златоустовской.
-Какие цвета мы можем увидеть на гравюре? ( ответы детей: эту красоту получают с помощью трё х цветов: синего, серебряного и золотого).
-Всё это придаёт гравюре неповторимую прелесть, изящество и красоту.
- Что изображают мастера на своих изделиях? (ответы детей)
-Свои изделия они украшают Уральскими пейзажами, сценами охоты, сказочными мотивами, а также применяют драгоценные камни. В их рисунках животные и птицы оживают.
Физкультминутка «Уральский край»
Как богат Уральский край
Ты о том не забывай
Наши реки широки,
А озера - глубоки,
Горы наши высоки,
Есть пещеры у реки,
И леса и поля -
Это Родина моя!
-Где мы можем увидеть гравюру? ( В краеведческом музее: клинки, «древнее вооружение» комплект рыцарские доспехи)
- Офицеры военно-морского флота носят кортики нашего завода.
-Гравюру изготавливают на подарки президентам, церкви…
-А какие изделия граверов есть в вашем доме? (столовые приборы, панно и другие)
-А для чего вы их используете? (ответы)
-В наше время множество художественных мастерских города Златоуста занимаются изготовлением не только украшенного оружия, но и посуды, икон, наборов бокалов, кубков, часов, панно и многих других предметов интерьера.
-Златоустовская гравюра пользуется большой популярностью, как в России, так и в других странах.
Лучшие работы златоустовских мастеров отмечены высокими наградами в Лондоне, Париже, Вене, Москве, Омске и в других городах.
Изделия мастеров златоустовской гравюры на стали находятся в коллекциях крупнейших музеев России и мира: Оружейной палаты Московского Кремля, Государственном Эрмитаже, Имперском военном музее (Великобритания, Лондон)
- Любуясь на работы мастеров - граверов, которые прославили свой город Златоуст, не забывайте и народные традиции. В нашем краю любили не только потрудиться, но и повеселиться.
- Давайте поиграем в игру «Найди лишнее» (несколько иллюстраций с гравюрой и жостовская роспись)
-Найдите лишнюю картинку и объясните почему она не относится к гравюре? (ответы)
-Чем может послужить гравюра? ( ответы: отличным подарком).
-Приближается праздник 9 Мая - День Победы.
-А кому мы можем сделать подарки? ( ответы: ветеранам и труженикам тыла).
-Ребята, а какая техника рисования схожа со златоустовской гравировкой? (техника граттаж)
-А чем? (выполняем рисунок путём процарапывания острым предметом)
- Приглашаю вас в граверную мастерскую.
Детьми проговариваются этапы выполнения работы.
1. Продумываем будущий эскиз.
-Вспомните, чем можно украсить гравюру? (Уральскими пейзажами)
2.-Какие инструменты нам понадобятся? (палочки и тряпочки)
Приготовим необходимые инструменты и материалы.
3. Проговариваем с детьми технику рисования (граттаж значит царапки)
Специальной палочкой начинаем процарапывать рисунок. Мягкий воск и чёрная тушь с листа убирается лёгким нажимом в виде тонкой стружки. Сдуваем стружку с листа. Для того чтобы некоторые объекты казались более объёмными, полностью процарапываем поверхность внутри контура. Торопиться не нужно, ведь исправить работу не возможно.
Пальчиковая гимнастика «Царапки»
Потихоньку по ладошке наши пальчики бегут,
(пальцы одной руки постукивают по ладони другой)
Серединку на ладошке наши пальчики найдут.
(то же другой рукой)
Чтоб художниками стать, нужно точку нажимать.
(нажимать на центр ладони пальце другой руки)
А потом свою ладошку поцарапаем как кошки.
(выполнять царапающие движения)
Помассировать по кругу,
(круговые движения указательным пальцем)
А потом расслабить руку.
(пошевелить пальцами)
4. Практическая часть. (По ходу проводится индивидуальная работа)
Итог.
- Молодцы, ребята! Вы очень славно потрудились. У нас получились очень красивые гравюры.
-Понравилось ли вам побыть на время мастерами-граверами? Чем? (ответы)
- Что удалось? Что показалось сложным в работе? (ответы)
-Кого бы вы хотели порадовать своими гравюрами? (ответы)
-А давайте мы вместе оформим выставку в группе для наших родителей, а потом наши сувениры мы подарим ветеранам на празднике.