Светлана Чебышева
«Зимующие птицы». Конспект интегрированного мероприятия в старшей логопедической группе Видео
▼ Скачать + Заказать документы
"Зимующие птицы"
- интегрированное мероприятие из образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Социализация" в старшей логопедической группе.
Программное содержание:
- закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах.
Подвести к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни;
Публикация «„Зимующие птицы“, Конспект интегрированного мероприятия в старшей логопедической группе Видео» размещена в разделах
- Видео
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы зимующие. Сценарии развлечений и мероприятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
- упражнять в употреблении сложных прилагательных, антонимов, притяжательных прилагательных; в согласовании существительных с местоимениями;
- расширять словарный запас;
- развивать логическое мышление, зрительное внимание, речевой слух и фонематическое восприятие, память, общую и тонкую моторику пальцев рук, координацию речи с движением;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.
Материал:
Иллюстрации с изображением птиц, мяч, макет дерева, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки» (на ковролине, игровизоры «Покорми птицу», счётные палочки, фонограмма упражнения "Птицы-пальчики".
Предварительная работа:
- Наблюдение за птицами на прогулке.
- Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах.
Ход мероприятия:
Воспитатель читает стихотворение О. Высотской «Мастерица зима»:
Пришла зима, хлопочет:
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.
Краснеют свиристели
На веточках берез.
Они не улетели.
А выдержат мороз?
Воспитатель: Как называют птиц, остающихся на зиму? (Ответы детей)
Почему их так называют? (они не улетают в тёплые края, остаются зимовать)
Назовите их. (дети называют птиц)
(Воробьи, вороны, сороки, синички, снегири, чижи, дятлы, клесты, галки, голуби, свиристели, щеглы, овсянки.)
Игра: «Четвёртый лишний»
На доске картинки с изображением птиц (три зимующие, одна перелётная).
Воспитатель: А теперь посмотрите на этих птиц, и скажите, какая лишняя и почему?
(лишняя ласточка, потому что все птицы – зимующие, а она одна – перелётная)
Упражнение «Назови ласково»
(с мячом)
Воспитатель: Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».
(Снегирь, синица, голубь, воробей, птица, крыло, клюв, хвост, перо, пух)
Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
Игра «Отгадай загадку и найди отгадку»
Воспитатель: Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
По ночам кочует,
Коноплю ворует.
Дети: Воробей.
Воспитатель:Верно, а как он выглядит? (Дети находят иллюстрацию и описывают).
Воробей— маленькая, очень подвижная птица с округлой головой, короткой шеей, толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями.
Клюв у него тонкий, твердый, к концу заостренный; короткие, но сильные ножки, хвостик он держит поднятым вверх. В холодную пору сидят воробьи, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли.
Где же они зимуют? (В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнездах.)
Где они пищу находят? (Во дворах, на свалках, в кормушках.)
Вы слышали, какие они звуки издают? (чирикают.)
Воробьи селятся стайками. Если сторож заметит в небе хищника, кричит
«чир-р» — и воробьи улетают.
Воспитатель: Эта птица-непоседа
Одного с березой цвета.
Кто это?
Дети: Сорока.
Воспитатель: Как она выглядит? (дети находят и показывают иллюстрацию.)
Сорока — крупная птица с красивым черно-белым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая, отсюда ее прозвище сорока-белобока. Хвост длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут книзу. Летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место; ходит сорока небольшими шажками с приподнятым хвостиком, а летая хвост держит веером.
Кто знает, почему ее называют сорокой-воровкой? (Любит блестящие вещи, уносит их и прячет.)
Где она гнездо устраивает? (В густых ветвях деревьев или кустарников.) Само гнездо шарообразной формы, а вход сбоку.
Какие звуки издает сорока? (стрекочет) Напоминают эти звуки треск, стрекот.
Воспитатель: Она маленькая птичка,
И зовут ее.
Дети: Синичка.
(дети показывают иллюстрацию)
Воспитатель: Как она выглядит? (На голове черная шапочка, щеки белые, на горле и брюшке черная полоса-галстучек, спина желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые.)
Много ли они насекомых уничтожают? (Столько, сколько сами весят.)
Динамическая пауза «Синица»
Скачет шустрая синица. (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится. (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки – на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень! (Прыжки на месте с ноги на ногу.)
Воспитатель:
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Кто это?
Дети: Снегирь. (дети показывают иллюстрацию).
Воспитатель: Почему эта птица называется снегирь? (От слова снег.)Опишите его. (Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные.) Спина у снегиря голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи — серое, клюв короткий, толстый, черный.
Зачем снегирю толстый, короткий клюв? (Расклевывать ягоды рябины и есть зернышки, расклевывать семена клена, липы.)
Посмотрите, какая красивая птица снегирь! Она малоподвижная, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается.
Воспитатель:
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно ты будешь мой!
Кто это?
Дети: Дятел.
Воспитатель (показывает иллюстрацию).
Какой красивый! Кто хочет описать его? (Верх тела — головы, шеи, спины и крыльев—у него черный, а на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса, низ тела белый, подхвостье и темя красные.)
Как вы думаете, дятел хорошо летает? (Нет.)
А где проводит большую часть времени? (На дереве.)
Какой клюв у дятла и зачем он ему нужен? (У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нее длинным липким языком насекомых и их личинок, долбит шишки.)
Только дятел может уничтожить столько насекомых, живущих в коре деревьев. Дятла считают санитаром леса.
Воспитатель:
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым
Кле-кле-кле — поет со свистом?
Дети: Клест. (дети находят и показывают иллюстрацию).
Воспитатель:
Это необычная птица, опишите ее. (Окраска оперения у клеста оранжево-красная, крылья и хвост буро-черные, самка зеленовато-желтая.)
Посмотрите, какой у него клюв: надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой, таким клювом удобно щелкать орешки. Клест — единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Эти птицы строят теплое гнездо для птенцов на деревьях.
Как поют клесты? (Кле-кле.)
Воспитатель:
Носит серенький жилет,
Но у крыльев — черный цвет.
Видишь — кружат двадцать пар
И кричат: кар-кар-кар.
Дети: Ворона. (дети показывают иллюстрацию)
Воспитатель: Пришло время поиграть с пальчиками.
Музыкальная пальчиковая игра: «Птицы-пальчики»
(под фонограмму)
Воспитатель:
Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвижный.)
Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)
Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)
Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)
Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)
Про кого из зимующих птиц можно сказать
мой? (клест, дятел, снегирь, воробей, голубь.,
моя? (ворона, синица, ворона, овсянка.,
мои? (птенцы, птицы, голуби).
Вы запомнили, кто как поёт?
Воробей - … чирикает.
Сорока - … стрекочет.
Голуби - … воркуют
Ворона - … каркает
Клёст - … свистит
Работа со счётными палочками
Воспитатель: Ребята, выложите птицу из счётных палочек по образцу.
(дети выкладывают на столе птицу из счётных палочек)
Упражнение «Посчитай-ка»
Воспитатель: Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве.
Один снегирь, три снегиря, пять снегирей. (Воробей, синица).
Составление предложений по картине (на ковролине)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.
Вопросы: 1. Как называется домик с кормом для птиц?
2. Какие птицы прилетели к кормушке?
3. Что едят синички?
4. Почему нужно помогать птицам зимой?
5. Какую пользу птицы приносят людям?
(Спасают от вредителей деревья,поля, огороды; радуют песнями, украшают природу.)
6. Как и чем мы можем помочь птицам зимой?
Воспитатель: Давайте покормим птиц. Вспомним пальчиковую гимнастику:
«Я зимой кормлю всех птиц»
Я зимой кормлю всех птиц
Голубей, ворон, синиц,
Воробьёв и снегирей –
Вот кормушка у дверей.
Дам им булки, пшённой каши,
Дам им зёрна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюёт его она.
(движения выполняются по тексту)
Игра: Угости птицу»
(работа с игровизорами)
Воспитатель: Чем мы можем угостить птиц? «Угостите» их.
Ребенок читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».
Подкормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Не богаты их корма —
Горсть зерна нужна.
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель: Теперь я спокойна — вы не оставите зимой птиц в беде, а весной они порадуют нас своим пением.