Ирина Озадовская
Проект по экологии «Зимующие птицы родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Это легко объяснить. Главный враг пташек в холода – голод. А рядом с человеческим жильём всегда можно найти пропитание, особенно если люди неравнодушны к пернатым соседям. В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Поэтому им необходимо помочь. Подкармливая птиц, мы решаем несколько экологических проблем.
Публикация «Проект по экологии „Зимующие птицы родного края“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Чтобы убедиться в этом, немного посчитаем. Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму. Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон. Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом трёх человек. А каково количество вредителей, уничтожаемых птицами? Обычно синичка производит на свет от 6 до 12 птенцов, причем, делает это дважды за лето. Выкармливает потомство 18 дней, успевая слетать за кормом не менее 10 000 раз. И это только одна птичка! А ведь их целые стаи живут рядом с нами, защищая наши сады-огороды не только летом, но и зимой. Список врагов, с которыми ведут борьбу птицы, просто огромен: всевозможные плодожорки, пяденицы, листовертки, моль, майские жуки, клопы.
Наиболее яркими представителями зимующих птиц Донского края являются : сизый голубь, кольчатая горлица, серая ворона, грач, сорока, большая синица и синица лазоревка, галка, домовой и полевой воробьи, большой пестрый и малый дятлы, зеленушка, щегол, снегирь, чиж. Именно они прилетают на наши кормушки, спасаясь от голода.
В рамах мероприятий, посвященных Всероссийской культурно-экологической акции «Спаси синицу», я в своей группе провела с детьми работу.
Часто приходиться встречаться с такой ситуацией: увидев птиц, ребенок чаще всего старается ее спугнуть, реже проявляет удивление. Беседуя с детьми, выясняю,что о птицах дети знают мало. Появляется идея – познакомить детей с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, беречь их. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Именно поэтому мной был разработан проект «Птицы на кормушке».
Цель проекта :создать условия для развития детской исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность «Птицы на кормушке»
Проблема. Почему не все птицы улетают в теплые края?
Гипотеза. Наверное, зимующие птицы не боятся холода и могут сами находить корм.
Цель: узнать, как живут в нашем городе птицы зимой.
Задачи:
1. Выяснить какие птицы остаются зимовать.
2. Определить, чем питаются птицы зимой.
3. Сделать кормушки и подкармливать птиц.
4. Привлечь друзей к оказанию помощи птицам зимой.
Объект исследования: зимующие птицы нашего города.
Экологические бесед на тему «Зимующие птицы», в ходе которых дети познакомились с зимующими птицами родного края. Ребята узнали,почему у снегиря ярко красная грудка, почему клест выводит птенцов в самые лютые морозы, почему большая синица самая полезная и сообразительная птица, почему не болит голова у дятла.
Оказывается, рядом с нами и летом, и зимой живут птицы, и их не так уж и мало. В нашем городе зимуют воробьи, сороки, голуби, синицы, вороны, клесты, дятлы. Детям захотелось узнать подробнее о каждой птице. С помощью интернета, на страницах книг мы с детьми рассмотрели фотографии птиц, узнали об особенностях их зимовки.
Вот, что мы узнали:
Зимующие птицы могут переносить холода. Например:сова и дятел прячутся в дуплах деревьев. Синицы, сороки, прилетают к жилью человека. Вороны, галки, голуби ночуют, прижавшись, друг к другу. Перья помогают птицам сохранять тепло. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они.
Зимующие птицы могут сами находить себе корм – ягоды и плоды. Например, дятел умеет добывать насекомых из под коры. Семена, которые созревают осенью на деревьях, кустарниках – то же корм для птиц. Клест даже выводит птенцов в январе, потому что для них есть много корма – семян из еловых шишек.
В ходе бесед дети познакомились с правилами подкормки птиц. Покормить птиц – несложный способ проявить человечность и стать добрее. Для этого надо смастерить кормушку и следить за тем, чтобы в ней каждый день был корм. При этом нужно соблюдать несколько правил:
нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них);
кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для кошки);
повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице);
по возможности корм должен быть защищён от непогоды;
кормушку необходимо регулярно чистить.
И вот к нашей работе были привлечены родители. Они откликнулись на нашу просьбу и смастерили кормушки для птиц. Разместили их на участке детского сада.
И все вместе стали наблюдать. Воробьи, вороны и голуби – были главными гостями. А вот синицы прилетали когда мы уходили с прогулки. Они видимо, очень пугливы и осторожны.
Подкармливая птиц, дети наблюдали за ними и узнали что:
почти все птицы едят семена подсолнечника и, в первую очередь, синицы.
синицы не любят семена дыни и тыквы, а воробьи едят с удовольствием.
Пшено и просо – любимая еда воробьев.
Хлебные крошки едят синицы и воробьи. Но хлеб в большом количестве вреден для птиц.
А снегири на нашу кормушку так и не прилетели, мы для них приготовил ягоды рябины. Но мы будем их ждать – надеемся, что прилетят.
Полученные знания дети с удовольствием переносили в подвижные, сюжетные игры. Выучили стихи, песни о птицах.
Результаты исследования:
1. Теперь дети знаю зимующих птиц и могут определить их по внешнему виду.
2. Оформили альбом о зимующих птицах.
Наша гипотеза подтвердилась: остаются зимовать только те птицы, которые могут переносить холод и находить себе корм, но им нужна наша помощь. Если повесить кормушки и подкармливать птиц, то весной будет больше птиц.
4. И теперь мы вместе следим, что бы в кормушках был корм и наблюдаем за ними.
5. Птиц на участке детского сада стало больше.
Вывод: Зима – трудный период в жизни птиц. Если человек будет о них заботиться, им легче будет перенести холод и голод.