Екатерина Лопухова
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
]Познавательный проект
по экологическому воспитанию
Подготовительная группа
Подготовила : воспитатель
Лопухова Екатерина Александровна
2020 г.
Вид проекта : познавательно – практический, среднесрочный, 3 месяца.
Участники проекта : воспитатель, воспитанники группы, родители воспитанников.
Актуальность проекта :
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с неисчерпаемой его красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Цель проекта : экологическое просвещение и формирование экологической культуры, вовлечение детей и родителей в природоохранную работу.
Задачи:
Вызывать у детей интерес к окружающему миру;
Закрепить знание детей названий пернатых друзей, которые зимуют в нашей местности;
Формировать представление о повадках птиц и приспособленности их к среде обитания;
Формировать умение различать птиц по внешнему виду;
Познакомить со стихами, художественными произведениями, загадками о птицах;
Пополнить развивающую среду по теме проекта;
Вовлечь родителей в проведение акций в роли помощников и консультантов.
Формы работы с родителями воспитанников :
Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.
Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы нашего края».
Оформление стенда для родителей «Птицы наши друзья».
Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Акция "Кормушка своими руками".
Работа педагогов: подбор необходимого материала по теме, рассматривание альбома и иллюстраций «Зимующие птицы», чтение художественной литературы, проведение тематических занятий и развлечения, изготовление лэпбука «Зимующие птицы», развешивание кормушек на участке группы.
Совместная деятельность родителей и детей: акция "Кормушка своими руками", сбор корма для зимующих птиц (акция «Покормите птиц зимой»).
Продукт проекта :
использование полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях.
пополнение центра природы дидактическими пособиями, наглядным материалом.
кормушки для птиц
Предполагаемый результат: понимание детьми, что необходимо заботиться о зимующих птицах; привить им любовь и бережное отношение ко всему живому. Умение вести наблюдения за зимующими птицами в природе, производя анализ увиденного. Умение различать птиц по внешнему, оперению, повадкам. Полученные знания о пользе зимующих птиц.
Этапы проекта :
1 Этап:
Проблема: формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека в природе.
Задачи:
Организационно-методические:
• Создать условия для вовлечения детей, родителей, воспитателей к исследовательской, познавательной, поисковой деятельности. Обучающие:
• Обогащать представление детей о зимующих и перелетных птицах, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городке, о взаимодействии человека и природы).
• Обогащать познавательный интерес детей к зимующим и перелетным птицам через систему наблюдений, экскурсий, бесед, и т. д.
Воспитательные :
• Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Развивающие:
• Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей.
Предполагаемый результат:
Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах. Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года. Создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
Вызывать постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой Обогащать словарный запас детей. Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку. Приобщать к совместной деятельности родителей.
2 этап: Реализация проекта :
Беседы с детьми
«Пришла зима.
«Как живут наши пернатые друзья зимой».
«Кто заботится о птицах».
«Пользу или вред приносят птицы?».
«Меню птиц».
«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»
Художественная литература:
Чтение рассказов: Чтение Г. Скребицкого «Воробей, Большой пестрый дятел,
Ворона, Сорока»; А. Стрижева «Птицы зимой»; Н. Павловой «Зимние гости», Сухомлинского «О чем плачет синичка», просмотр презентации: "Зимующие птицы".
Творческое рассказывание: «Как я спас птичку». Заучивание стихотворения
«Покормите птиц зимой». Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Организованная деятельность:
Образовательная деятельность «Познание. Формирование целостной картины мира».
Тема: «Зимующие птицы»
Цели: Формирование знаний у детей о зимующих птицах, объяснение причины их перелетов (перелетные, зимующие, воспитание заботливого отношения к птицам (Конспект).
Художественно – продуктивная:
Аппликация на тему: ««Снегири» Рисование на тему: «Зимующие птицы»
Конструирование из бумаги на тему: «Синица»
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Один-много», «Назови ласково», «Счет птиц», «Угадай птицу по описанию»,
«Кто что ест», «Узнай по голосу»; «Доскажи словечко»;
Настольные игры: «Разрезные картинки», «Домино», Лабиринт «Зимующие птицы», «Лото».
Сюжетно-ролевые игры:
«Парк птиц», «Птичий двор».
Подвижные игры:
«Совушка», «Птицы в гнёздышках», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы».
Музыкальная деятельность:
Прослушивание аудио записей с голосами птиц.
Развлечение «Игра –викторина на тему «Зимующие птицы» (конспект). Совместная деятельность детей и родителей:
Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для
птиц».
Задание родителям: помочь детям подобрать корм для птиц.
3 этап. Заключительный:
Итог работы:
Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).
Развивающая среда группы пополнилась : литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками,
дидактическими играми и наглядным материалом (лэпбук «Зимующие птицы»). У детей сформировалась любознательность, творческие способности,
познавательная активность, коммуникативные навыки.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Список используемой литературы:
1. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2002.
2. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.
4. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
5. Электронные ресурсы.