Анна Олеговна
«Зимушка-зима». Конспект занятия по рисованию в комбинированной технике в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать интеллектуальному, художественному и эстетическому развитию детей посредством нетрадиционных техник рисования, а так же самовыражению их в творчестве.
Задачи:
Обучающие:
-продолжать использовать нетрадиционную технику рисования (оттиск капустным листом, солью, рисование ватной палочкой ;
- обогащать знания детей о зиме;
Развивающие:
-развивать творческие способности детей в изобразительной деятельности ;
- развивать мелкую моторику пальцев рук ;
- развивать чувство композиции, познавательный интерес.
Воспитательные:
- воспитывать в детях любовь и чувство прекрасного к зимней природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию;
- воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности;
-воспитывать аккуратность при работе с красками.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально – художественная, продуктивная.
Материал для занятия: картина И. Грабарь «Иней», альбомные листы с готовым фоном, набор гуашевых красок, кисти, стаканчик с водой, салфетка, ватные палочки, соль, аудиозапись (хруст снега, свист метели, вой вьюги, репродукции с изображением зимнего пейзажа, аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года», конверт с письмом от Зимушки - зимы.
Предварительная работа: наблюдение за зимней природой во время прогулок, чтение и разучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций картин, иллюстраций о зиме, прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему, беседа с детьми на тему: «Какого цвета зима?».
Активизация словаря: Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.
Методические приемы: организационный момент, художественное слово, вопросы, индивидуальные ответы, показ ребенком, указания, пояснение, поощрение, сюрпризный момент, слушание музыкальных произведений, рассматривание картин
Ход занятия:
Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
И помашем всем рукой.
Скажем: «здравствуй» мы друг другу
И опять пойдем по кругу.
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила письмо от времени года, а от кого вы должны догадаться сами.
(чтение стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»):
Послушайте, пожалуйста стихотворение.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя,на солнце снег лежит
Прозрачный лес один стоит
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.
Ребята, скажите какое время года описано в стихотворении? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, от Зимушки-зимы. И сейчас я его вам прочитаю.
«Здравствуйте ребята! Прошу помочь разрешить спор. Мы, четыре времени года: лето, осень, зима и весна поспорили, кто из нас самое красивое время года. Лето стало хвастаться: «Я самое красивое из всех времен года». Осень сказала: «Нет, это я самая красивая, золотая и плодородная». Весна возразила- «Нет. Я самая красивая и цветущая».
А что ты можешь рассказать о себе, зима? - спросили времена года. Задумалась я, правы времена года, ведь я не яркая, не золотая, не цветущая. Помогите мне увидеть мою красоту».
Зимушка - зима
Воспитатель: Поможем, ребята, Зимушке-зиме? (ответы детей)
Воспитатель: У каждого времени года есть свои 3 месяца. А вы знаете зимние месяцы? Назовите их (ответы детей).
Воспитатель: А сейчас какой месяц? (ответы детей)
Воспитатель: В какие игры вы любите играть зимой? (ответы детей)
Игра: «Снежок»
Я предлагаю вам сыграть в снежки. Я буду кидать вам снежный ком, а вы должны дать характеристику зиме одним словом.
Например: Какая зима? (снежная, холодная) и кинуть снежный ком обратно.
(Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая).
Воспитатель: Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, и с метелями, и с капелью, и со снегом хрустящим.
Поэты, художники, композиторы очень часто в своих произведениях любят рассказывать нам о зиме.
Давайте послушаем звуки зимы.
Аудиозапись (хруст снега, свист метели, вой вьюги и т. д.).
Какие звуки вы услышали? (ответы детей)
Воспитатель: Красота зимы не оставила равнодушным никого. Художники, очарованные ее красотой, написали много картин. Давайте посмотрим на картину художника И. Грабарь «Иней»
Из чего нам понятно, что на картине изображена зима? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, но ведь мы и сами можем передать характер, настроение зимы. Давайте попробуем нарисовать картину на зимнюю тему. Но прежде чем приступить к работе, предлагаю вам немного размяться.
Физкультминутка «Зимний лес»:
Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (Разводят руки в стороны)
Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и
смотрят)
Слева елка на нас глядит
Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом
И на землю красиво ложатся. (движение (фонарики) и смотрят вверх)
В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны)
А нам пора уже домой (шаги на месте)
Воспитатель: Посмотрите, что необычного лежит у вас на столах? (капустный лист, ватные палочки, соль).
Воспитатель: мы сегодня продолжим рисовать необычной техникой рисования: отпечаток (оттиск) капустным листом и рисование ватной палочкой. Кто напомнит, как выполняется работа по этой технике? (ответы детей)
Воспитатель: Сначала нужно выбрать более рельефную выпуклую сторону капустного листа. С помощью кисти наносим коричневую краску на капустный лист, отпечатываем. Посмотрите, получилось дерево, затем кисточкой прорисовываем ствол и веточки чуть выразительнее. Снег на ветвях деревьев изобразить способом примакивания. Затем, поверх влажной краски, на рисунок равномерно посыпать солью. Соль впитает в себя краску и опушка на деревьях приобретет необычную структуру, как будто присыпана снегом.
Пальчиковая гимнастика «Зима»
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа)
Снег, (плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед! (обе руки протянуть вперед)
Воспитатель: Попробуем нарисовать свой зимний лес. Работать будем под музыку известного композитора Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года»: декабрь, январь.
Самостоятельная работа детей
Воспитатель: Предлагаю устроить небольшую зимнюю выставку и полюбоваться сказочным зимним лесом. Дети, посмотрите, у вас получились чудесные зимние пейзажи.
Итог занятия: О каком времени года мы сегодня говорили? Каким способом рисовали зимний лес? Дети, так какая же у нас Зимушка-зима? У кого самая заснеженная картина? У кого самый густой лес? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята мы помогли Зиме увидеть свою красоту.
Зима дарит вам подарок – снежинки.
Список используемых источников:
1. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М. ,1995.
2. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М., 1997.
3. Коллективное творчество детей. Под ред. А. А. Грибовской. М. ,2004.
4. И. В. Штанько Воспитание искусством в д/с., М. 2007.
5. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в д/с»М. ,1986.