Ирина Горбатюк
Проект «Секреты пчелиного мёда»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно-творческий, исследовательский.
• По доминирующей в проекте деятельности : Информационный, исследовательский.
• По содержанию: обучающий.
• По числу участников проекта : групповой.
Сроки реализации проекта : сентябрь-ноябрь 2015г.
Публикация «Проект „Секреты пчелиного мёда“» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Пчёлы, мёд. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Актуальность: формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму. Изучение меда, как ценного продукта питания и выявление полезных свойств меда в лечении многих заболеваний.
Цель проекта : изучить свойства мёда, расширить знания детей о пчёлах, мёде и его пользе для человека.
Задачи проекта :
• активизировать познавательную деятельность детей путем приобщения их к культуре пчеловодства, воспитывать любовь к родному краю, русским традициям;
• сформировать представление о пчелах, их значении в природе, выяснить, где живет пчела и как она делает мед;
• закрепить знания о пользе мёда и использовании продуктов пчеловодства, узнать, где и как используется мёд;
• определить с детьми, какой мед на вкус, и чем он для них является: лакомством или лекарством;
• выяснить с помощью опытов натуральный мёд или нет;
• организовать встречу с пчеловодом Алпеевым С. М.
• побеседовать с врачом о пользе мёда;
• развивать поисковую деятельность, активизировать мышление и речь, развивать желание экспериментировать.
Проект предполагает этапы работы:
1) Подготовительный
Разработка проекта :
1. Подбор иллюстрированного материала, пособий, атрибутов по данной теме.
2. Подбор видео и литературного материала (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.).
3. Подбор материала для продуктивной деятельности.
4. Составление тематического планирования мероприятий.
5. Подготовка наглядной информации для родителей.
6. Разработать содержание всего учебно-воспитательного процесса на основе темы проекта.
7. Систематизировать информационные источники, подобрать необходимые дидактические и методические пособия.
8. Дать задание родителям по подбору нужного материала.
2) Основной
1. Систематизировать знания детей о пчёлах, жизни пчелиной семьи, о пользе мёда, чем полезен мед, где используют продукты пчеловодства.
2. Познакомиться с трудом пчеловода (пасечника).
3. Организовать беседу с медицинским работником о пользе мёда.
4. Проведение опыта «Как отличить натуральный мёд».
5. Виртуальная экскурсия на пасеку (показ видео - фильма).
3. Привлечь родителей к участию в создании мини-музея «Секреты пчелиного мёда».
4. Конкурс для детей и родителей «Самый красивый цветок для пчёлки».
5. Изготовление аппликации «Пчёлки - малютки».
Развитие творческого потенциала детей. Вовлечение родителей в детскую деятельность.
6. Лепка из пластилина на тему «Пчёлка на цветке».
Закрепить у детей знания о жилищах зверей, пчел. Совершенствовать умения скатывать пластилин круговыми и прямыми движениями рук. Продолжать учить лепить предметы из нескольких частей, правильно располагать части, соблюдать пропорции. Использовать при изготовлении поделки бросовый материал. Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность, желание помочь игровому персонажу – пчеле.
3) Заключительный
1. Определение результата практической деятельности детей и родителей.
2. Проведение чаепития-дегустации.
Краткое содержание проекта :
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры: «Пасека»; игровой сюжет «Идём на пасеку»; «Пчелиная семья». Цель: продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения; закрепить знания о пчёлах и мёде.
Игры-импровизации: «Мы - пчёлы»; «Полет пчелиного роя»; «Медведь и пчёлы». Цель: развивать творчество, активность детей.
Ситуации общения: «Зачем нужны пчёлы?», «Откуда берётся мёд?», «Зачем нужен мёд?».
Беседа: «Правила поведения на пасеке» Цель: познакомить с элементарными правилами безопасного поведения на пасеке.
Ситуации общения: «Некоторых насекомых называют жалящими насекомыми». Почему?
Правила поведения с жалящими насекомыми. Цель: научить правилам поведения, если рядом летают жалящие насекомые (пчелы, осы, шмели, шершни).
Игра в хлопки, если вы услышите жалящее насекомое – хлопаем в ладоши. (Муха, кузнечик, оса, пчела, стрекоза, божья коровка, шмель, шершень).
Знакомство с профессией – пчеловод. Цель: знакомить детей с профессией пчеловод, с его профессиональными действиями, с предметами-помощниками; воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду.
Познавательное развитие Рассматривание: репродукций, иллюстраций, картинок по теме.
Рассказ-беседа «Пчелка — трудолюбивое насекомое». Цель беседы: уточнять знание детей об этом насекомом, познакомить с интересными фактами из жизни пчел; развивать фразовую речь; активизировать словарь по теме.
Вечер загадок «Чудесный сундучок». Цель: развиваем логическое мышление – умение отгадывать загадки.
Дидактическая игра: «Пчёлы и цветы» Цель: умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака цвета, закрепить умение детей различать и называть цвета (желтый, красный, зелёный, синий, развивать зрительное восприятие, логику.
Дидактическая игра: «Рассади пчёл по ульям» Цель: развитие умения группировать предметы по величине и цвету.
Дидактическая игра «Назови, одним словом». Цель: развиваем логическое мышление, делать обобщения.
Дидактическая игра: «Что лишнее?». Цель: развивать логическое мышление - анализировать и находить лишний предмет среди группы однородных предметов.
Опытно-исследовательская деятельность:
Опыт знакомство со свойствами воска и мёда. Цель: провести исследование с детьми по изучению свойств пчелиного мёда и воска.
Маленький эколог. Беседы по темам:
• Роль пчелы в природе. Цель: сформировать представление о насекомых, уточнить представления о пчёлах как неотъемлемой части природы; показать взаимосвязь насекомых и растений, их роль в жизни человека;
• Как сохранить пчёл? Цель: воспитывать бережное и экологически правильное отношение к пчёлам, сохранять природные ресурсы.
Просмотр мультфильма «Пчёлка Майя»
Речевое развитие Составление творческих рассказов: «Если бы я был пчелой». Цель: развитие связной монологической речи детей; развития творчества детей.
Чтение художественной литературы
Чтение сказок, стихов, загадок о пчёлах.
Сказка «Козёл». Наталья Абрамцева «Сказка о весёлой пчёлке». Народные сказки о пчелах. Цель: познакомить детей с новыми произведениями, учить понимать содержание, сопереживать героям. Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалоговую речь; развивать внимание, мышление, чувство юмора; закреплять знания о пчёлах.
Стихи про пчё л: Саша Чёрный «Сладок мед, ужасно сладок!», О. Конаева «Ты куда спешишь, пчела?», В. Зубков «Летом пчелкам целый день» Д. Эйза «Аромат цветов струится» и др.
Физическое развитие Пальчиковые игры: «Пчелки не ёлке», «Цветочек», «Пчела». Цель: развитие мелкой моторики; развитие речи, творческой деятельности.
Беседа: «Мед – источник здоровья и красоты» Цель: познакомить детей с полезными свойствами мёда.
Подвижная игра «Медведь и пчёлы». Цель игры: продолжать развивать умение бегать в разных направлениях, ловкость.
Подвижная игра «Поймай пчелу». Цель игры: продолжать тренировать умение совершать прыжки в высоту с места, развивать ловкость.
Подвижная игра: «Рассади пчёл по ульям» Цель: развитие умения группировать предметы по величине и цвету.
Художественно-
эстетическое развитие Рисование «Пасека»
Аппликация: «Пчёлки - малютки».
Лепка: «Пчёлка на цветке»
Пасека в живописи. Рассматривание репродукций Шильдер Андрей Николаевич «Пчельник», Крамской Иван Николаевич "Пасечник", Цель: формирования основ эстетического вкуса дошкольников посредством живописи.
Продукты проекта :
1. Выпуск газеты «Секреты пчелиного мёда».
2. В группе организован мини-музей «Пчёлка».
3. Создана папка-передвижка для родителей на тему «Мед – источник здоровья и красоты».
4. Выставка детских рисунков, поделок по данной теме.
Взаимодействие с родителями:
Привлекать родителей к разнообразным формам совместной деятельности с детьми:
•к участию в создании мини-музея «Секреты пчелиного мёда»;
•в совместном творчестве родителей и детей в создании поделки «Самый красивый цветок для пчёлки»;
•Рассказ о профессии пчеловода (Алпеев С. М.).
Результаты работы
В результате планомерной, систематической работы:
•дети познакомились с представителем класса насекомых – пчелой и узнали о пользе ее для человека;
•у детей сформировались представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе;
•обогатилась речь детей;
•расширился кругозор и мыслительная деятельность детей;
•процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость, осознания собственных умений;
•повысилось творчество детей в продуктивных видах деятельности;
•улучшилась работа по взаимодействию с родителями.
Приложение
Опытно-исследовательская деятельность:
19.10.2015г.
КАК ОТЛИЧИТЬ НАТУРАЛЬНЫЙ МЁ Д:
Метод 1. В натуральном мёде совершенно нет воды. Для проверки берется маленький кусочек хлеба и опускается в мёд. Если он затвердеет, то это означает что мёд натуральный. Если станет мягким, то это уже не мёд, а сахарный сироп.
Метод 2. Мёд размазывается на бумаге и на нем пишут что-либо химическим карандашом. Если надпись станет синего цвета, то это означает наличие влаги в мёде.
Метод 3. Водой разбавляется немного мёда и в него добавляют одну каплю йода. Если раствор приобретает синий оттенок, то это означает присутствие муки или крахмала в нём.
Метод 4. Растворяют мёд в воде в пропорции 1 к 2. Если раствор становится мутным и на дне выпадает осадок, то значит мёд не натуральный.
Метод 5. Делается аналогичный раствор мёда с водой (1 к 2) и в него добавляют уксусную эссенцию. Шипение будет означать добавку мела в мёд.
Метод 6. В 5-10% раствор мёда добавляется ляпис, и если выпадает белый осадок, то значит, в мёд добавляли сахар.
Метод 7. В бумагу кладется немного мёда и поджигается : если мёд обуглится, то это свидетельствует о наличии сахара; если станет жидким, то это означает добавку воды в него; если останется нетронутым, то это натуральный мёд.
Метод 8. Определение вязкости. При температуре 20 градусов мёд зачерпывается столовой ложкой и резко переворачивается. Незрелый продукт будет стекать с неё, а вызревший наворачиваться.
Встреча ребят с пчеловодом Алпеевым С. М.
23.10.2015г.
Чаепитие-дегустация
30.10.2015г.
Папка-передвижка для родителей
Газета «Секреты пчелиного мёда»
Поделки