Людмила Чебанова
Детство начинается с родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Что значит для ребенка семья? До определенного возраста понятие семьи ассоциируется у него с домом. Из чего же складывается понятие «дом»?
Во-первых, с точки зрения психологии, это та среда обитания, где ребенок чувствует себя в безопасности. Он защищен от неизвестности и опасностей окружающего мира. Здесь можно укрыться в маминых объятиях от подлинных или выдуманных страхов. Здесь находятся и другие люди, на которых можно положиться. Папа, например, наверняка «сильнее всех на свете» и самый ловкий, смелый и мудрый. Дедушка мало в чем уступит ему. Бабушка — надежное прибежище, когда мама и папа сердятся и наказания не избежать. К ощущению защищенности относится и само место, где мы живем, - это крыша над головой, с давних времен охраняющая от непогоды, будь это обычная квартира или собственный дом.
Публикация «Детство начинается с родителей» размещена в разделах
Второе, что характеризует родной дом, - это душевное тепло. Ребенку в нем хорошо, он не только защищен, но и открывает здесь для себя впервые мир: учится, познает, радуется… Здесь исполняют его явные и тайные мечты, здесь он может всласть наиграться, повеселиться. Не зря же говорят, что семья - источник радости. Это значит, что радость в семье стремятся доставить друг другу не за какие-то заслуги и не из холодного расчета, а просто из любви. А поскольку родители очень любят своих детей, они не скупятся на ласку и радость для своих чад, создают особую атмосферу уюта, комфорта, покоя, защищенности, атмосферу родного дома.
В-третьих, дом там, где у ребенка есть свое место. Не только уголок для игр, кроватка, место за столом и так далее, но прежде всего место в обществе. Родной угол там, где с нами считаются, принимают, ждут, любят, куда можно прийти запросто. Здесь формируется сознание собственного «Я», своей общественной ценности. Но здесь же рождаются и первые ощущения стыда, боли, отчуждения, когда мы как-то нарушаем правила семейной жизни и обижаем или огорчаем тех, кого любим. Именно здесь формируется чувство совести, которое в дальнейшем будет сопровождать нас на жизненном пути и подсказывать, что хорошо, а что плохо, спустя долгие годы после того, как мы уйдем из родного дома.
Родной дом создают для ребенка, прежде всего, люди. Как правило, родители и те, кто с ними живет или общается с семьей. Того, кто более всего влияет на благоприятный климат дома, в детстве называют главным для себя человеком.
Как строить свои взаимоотношения в семье?
Муж и жена должны уметь и хотеть слышать и понимать друг друга, строить равноправные взаимоотношения.
Уделять постоянное внимание близким и вообще окружающим людям.
Не пытаться одним махом перевоспитать другого, поскольку любой имеет право отстаивать свою самобытность.
Быть постоянно вежливым, ибо только в этом случае мы вправе ожидать вежливости от других.
Всегда помнить: на нас смотрят, нас слушают, нам подражают сейчас и будут так же, как мы, вести себя в будущем наши дети.
Становление человека происходит в повседневной будничной жизни, а лучшие воспитатели - родители, и созданный ими семейный климат, тематика разговоров, тон, интонация, улыбки, уступки, понимание друг друга, юмор - составляющие благоприятной атмосферы.
Какие мы родители?
Зарубежные и отечественные психологи, основываясь на изучении социальных характеристик дошкольников из семей с различными стилями воспитания, характеризуют родителей следующим образом.
Авторитарные родители
Исповедуют послушание, силовые методы воздействия, подчинение, ограничение свободы и автономии. Они во всем контролируют ребенка, используют суровые дисциплинарные меры. Дети таких родителей, как правило, чувствуют себя отверженными, испытывают тревогу и страх. Они практически лишены независимости, не умеют отстаивать свои интересы, подвержены быстрой смене настроения, часто агрессивны.
Всепозволяющие родители
Родители, не ограничивающие поведение детей, характеризуются тем, что они не сдерживают своих детей ни в каких их проявлениях и действиях, не пытаются изменить их поведение. Некоторые родители, относящиеся к этой группе, очень любят своих детей и именно поэтому ни в чем не могут им отказать. Другие позволяют детям делать все что угодно, тем самым снимая с себя ответственность за них. Дети у таких родителей настоящие «разбойники», они избалованы сверх меры, импульсивны, агрессивны, их поведение порой абсурдно. Минимум дисциплины в семье часто ведет к социальной агрессии. что, в свою очередь, приводит к отвержению сверстниками.
Авторитетные родители
Используя свой авторитет, родители направляют и контролируют деятельность своих детей, в рациональной мере применяя методы обсуждения, убеждения и поощрения. Они также используют жесткие меры контроля в случае неповиновения или плохого поведения ребенка, тем не менее не слишком ограничивая его. Такие родители знают потребности и интересы ребенка и включают их в собственную схему воспитания. Детей этих родителей можно назвать хорошо социально адаптированными. Они уверены в себе, могут контролировать свое поведение, социально компетентны.
Одна из основных предпосылок здорового душевного развития ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально теплом и стабильном окружении. Ребенку нужна родительская любовь. Малыш должен обрести глубокое чувство уверенности, что он во всем может надеяться на папу и маму.
С помощью системного подхода описываются границы семьи: внешние и внутренние. Внешние границы: некоторые семьи живут очень изолированно, замкнуто, как бы охраняя свою территорию. Другие напротив - чрезмерно общительны, открыты внешнему влиянию, редко собираются только своей семьей, у них постоянно присутствуют посторонние люди. В данном случае речь ведется не об эпизодических ситуациях, а об устойчивом стиле поведения семьи. Внутренние границы устанавливают разделение между поколениями - подсистемами (родительской, детской, прародительской, индивидуальной). Эти «водоразделы» могут быть как очень проницаемыми, так и очень закрытыми, неподвижными. Например, бабушка в семье занимает родительскую позицию и по отношению к своему сыну, и по отношению к своему внуку, включаясь в жизнь обоих так, как если бы была матерью двух маленьких мальчиков, таким образом, границы ее прародительской подсистемы размыты и нечетки: где она действует как бабушка, а где как мама. Такая ситуация осложняет внутрисемейные отношения. В случае жестких границ между поколениями не происходит обмена опытом между поколениями, что тоже плохо для роста и развития семьи в целом и отдельных ее членов. Понятие границ семьи характеризует эмоциональную близость членов семьи: в сплоченной семье ее члены оказывают друг другу поддержку и понимание.
Советы родителям
Нужно
- принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему;
- стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе;
- внушать ребенку, что он все может, если поверит в себя;
- не пытаться «лепить» своего ребенка под вымышленный идеал, не ломать его, а жить с ним общей жизнью, видеть и ценить в нем личность;
- чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка;
- помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.