Галина Подкорытова
Конспект открытого занятия специально организованной деятельности по развитию речи в средней группе «Животные зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия специально-организованной деятельности по развитию речи в средней группе на тему : «Животные зимой»
Воспитатель: Подкорытова Галина Ивановна
Тема: «Животные зимой»
Цель: Расширять представления о жизни животных в природных условиях.
Задачи:
«Познавательное развитие»
Публикация «Конспект открытого занятия специально организованной деятельности по развитию речи в средней группе „Животные зимой“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Продолжать знакомить детей с жизнью животных в зимнее время года. Расширять представления о жизни животных в природных условиях. Развивать интерес детей к миру природы, природным явлениям, поощрять любознательность, инициативу.
«Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми. Развивать самостоятельность.
«Речевое развитие»
Развивать умения отображать полученные знания в речи. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о мире животных.
«Художественно-эстетическое развитие»
Развивать навыки художественного творчества, воспитывать любовь к музыке, театрализации.
«Физическое развитие»
Способствовать формированию потребности в двигательной активности, развивать общую и мелкую моторику.
Предварительная работа: беседа о диких и домашних животных, о зиме, признаках зимы; заучивание и инсценировка стихотворений о зиме и животных; составление рассказов о зиме и животных.
Активизация словаря: спячка, полевка, полакомиться, дёрн, лёжка, чело берлоги.
Предметно-развивающая среда : коррекционная работа; психогимнастика; зимняя дорожка (снежинки); д/и «Что лишнее?»; физ. пауза, д/и «Сложи картинку»; игрушки: заяц, медведь, лиса, белка, еж; шапочки зверят; музыкальная игра: «Пляска зверят»; компьютер, проектор, интерактивная доска.
Коррекционное оборудование: следы, коврики, поза «Лотоса», коррекционная дорожка.
Ход занятия
(Звенит колокольчик. Дети повторяют движения, за воспитателем.)
Дили-Дили-Дили-Дили!-
Колокольчики звонили. (машут кулачками)
Динь, день! Динь, день!
Начинаем новый день! (солнышко, круговые вращения руками)
Дили-Дили-Дили-Дили!
Колокольчики будили
Всех зайчат и ежат, (пружинка на месте)
Всех ленивых медвежат. (потянулись)
И воробушек проснулся,
И галчонок встрепенулся… (машут руками как крыльями)
Динь, день! Динь, день!
Не проспите новый день! (взялись за руки)
Под музыку Э. Григ «Утро». На интерактивной доске заставка зима, (слайд). Дети подходят к елочке, на елочке письмо, воспитатель читает стихотворение «Письмо» И. Пивоваровой - (отрывок)
«К нам пришло письмо одно,
Было странное оно.
Вместо марок – три снежинки,
А конверт – из чистой льдинки,
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке…»
В: Ребята, посмотрите, какая красивая снежинка, а на ней послание:
«Предлагаю вам, ребятки,
Белые снежки-загадки.
Вы внимательно их слушать продолжайте,
Не шумите, а спокойно отвечайте!
И подписано: «Зима».
В: Смотрите, ребята, вот снежинка с первым заданием: «Назови приметы зимы».
Дети называют признаки зимы: (слайд)
- Выпал снег.
- На улице стало холодно.
- Люди одели теплую одежду.
- Небо серое, солнце светит мало.
- Солнце светит, но не греет.
- Зимующим птицам холодно и голодно.
- Они прилетают ближе к жилью человека.
- Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние.
- Некоторые звери впали в спячку.
В: А сейчас мы отдохнем, а потом гулять пойдем.
Психогимнастика.
Кто в лесочке живет?
Кто в лесочке живет? (Круговые движения, показывают лес)
Под корягой – старый крот, (Загибать поочередно пальцы)
За горой – лисенок,
В ельнике – лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимать и разжимать кулачки.)
Будем пальцы загибать.
В: Ребята, смотрите, да здесь зимняя дорожка. Пойдём по ней, куда она нас приведёт? ( Дети приходят к столику с игрушками: заяц, медведь, лиса, белка, еж).
Находят снежинку с заданием.
Воспитатель рассказывает, как животные зимуют. (Рассказ сопровождается показом слайдов)
Звери приспосабливаются к неблагоприятным условиям жизни зимой по-разному. Есть животные, которые впадают в спячку. Спячка или зимний сон – это особая форма приспособления животных к сезонным изменениям условий существования. То есть, холодно и голодно, и с наступлением холодов животное подыскивает себе тёплое убежище и в нем засыпает.
Ежи начинают готовиться к зиме ещё летом. Они с удовольствием поедают ягоды, опавшие фрукты, гусениц, насекомых, яйца мелких птиц. Чтобы выжить зимой, нужно летом накопить жировую прослойку. Накопление жира происходит и под кожей, и во внутренних органах животного. В начале осени ежи подыскивают глубокую нору, глубиной не менее полутора метров, иначе они могут просто замерзнуть и не выжить в холодную зиму с сильными заморозками. Нору утепляют сухими листьями и мхом. Осенью еж линяет, у него отрастает волосяной покров, соответствующий зимним условиям. Период зимней спячки начинается у ежа с наступлением первых зимних заморозков в октябре. Он закупоривают нору и впадают в спячку. Ёжик спит, свернувшись в клубочек, с лапками и носом, прижатыми к животу, и головой, соприкасающейся с хвостом. Такое положение позволяет максимально сохранять тепло.
Еж теряет за зимнюю спячку до половины своего веса. С наступлением весны ежи просыпаются и быстро адаптируются к обычному образу жизни.
Медведь тоже начинает готовиться к зиме летом. Самое главное, запасти питательные вещества на зиму в виде жировых отложений. Медведи едят сладкие ягоды, мелких млекопитающих, коренья, рыбу и муравьев. К зиме медведь нагуливает подкожный жир. В некоторых местах его толщина доходит до восьми сантиметров.
Уже начиная с середины лета медведи начинают подходящее место для берлоги. Она всегда находится в труднодоступных местах, в глубокой лесной глуши, где человеку будет достаточно сложно пройти. Дно берлоги медведь застилается ветками, а сверху натаскивается дёрн. В берлоге все медведь свертывается клубком, уперев в грудь морду и скрестив перед мордой лапы; отсюда и сложилось неправильное поверье о том, что медведи зимой сосут свои лапы. Так как звери головой лежат по направлению к выходному отверстию, то от их дыхания чело берлоги, а также рядом находящиеся деревья и кусты покрываются желтоватым инеем, который виден издалека в открытых местностях и нередко выдает зверя охотникам. Интересен тот факт, что вблизи берлоги не бывает никаких звериных следов, так как боясь медведя, животные далеко обходят опасное для них место.
Белка готовиться к зиме белка, как и большинство зверей, начинает еще ранней осенью. Прежде всего, она создает себе уютное гнездо на ветвях деревьев или в дуплах. Складывает она его в форме шара из тоненьких веточек небольшого размера. Сбоку в гнезде делается круглый вход, который при первых признаках опасности или непогоде затыкается мхом или листьями. Дно и стенки гнезда утепляются с помощью сухого мха и липового мочала, благодаря которым даже в самые лютые холода белки внутри гнезда чувствуют себя прекрасно. Помимо строительства гнезда, белка также запасается небольшим количеством съестных припасов на зиму. Желуди, грибы или орешки она прячет под корнями пней и деревьев, неподалеку от своего места обитания. Когда пищи с наступлением холодов становится мало, она с легкостью находит запрятанные припасы даже под толстым слоем снега с помощью своего тонкого обоняния. Переживать холода помогает белкам их шубка, которая к зиме не только меняет цвет на сероватый, но и становится более пушистой. А в ушках у этих грызунов появляются забавные кисточки. С наступлением холодов белки стараются выбираться из своего уютного гнезда только для утоления чувства голода. Сытые белки чаще всего просто спят в своем гнезде, заткнув вход в него, чтобы их никто не беспокоил.
Лиса к зиме начинает готовиться еще в середине лета. Уже тогда постепенно у нее начинает отрастать зимний мех. Густая шубка спасает её от морозов. На зиму лисы запасов не делают. Обычно лисы любят жить на высокогорьях, но с наступлением зимы спускаются в укромные долины, зимуя не в норах, а в открытых логовах в снегу, где снег не такой глубокий, где пища доступнее и где жилище человека поближе. Сворачивается лиса клубочком, а хвостом от мороза закрывает нос. Больше всего лисичка любит зимой охотиться на мышей, поэтому и живёт там, где их присутствует огромное количество. Обоняние у лисы отменное, поэтому, только понюхав снег, и мгновенно учуяв мышь, она быстро роет его передними лапками и хватает свою добычу. Зимой лисы питаются мелкими грызунами, птицами, зайцами. Охотится лиса в поле, так как там легче ей поймать свою добычу, ведь снег там сдувается ветром. Но поймать полевок или зайца удается не всегда, поэтому часто и голодает. Даже по глубокому снегу лисица ходит без труда, так как имеет маленький вес, а следственно и не проваливается в снег. Лисы, как правило, ведут ночной образ жизни, но есть и такие, которые промышляют в поисках пищи в утренние и дневные часы, а ночью спят.
Заяц проводит зиму в активном состоянии. Он меняет свою серую шубку на белую. Мех становится более длинным и густым. Это спасает зайца от холода. Зимой ему труднее найти еду, чем летом. Зимой заяц кормится корой разных кустарников и деревьев, тонкими веточками. Раскапывает под снегом травы и ягоды. Бегает на поля, где в стогах можно полакомиться сеном. Чтобы скрыться от врагов заяц в снегу роет длинные норы. Заяц зимой устраивает лёжки. Это укромное место, где он проводит всю светлую часть суток. В сумерках заяц выходит за пищей. На свежем снегу можно увидеть четкие следы зайца, два передних почти рядом и параллельно, а задние - друг за другом «в линию». По ним хищные животные и охотники выслеживают зайца. Однако зайцы запутывают следы, чтобы выследить их было не так легко.
В: - Ребята, а какой у нас самый веселый зимний праздник? (Новый год) Сейчас, мы превратимся в животных и спляшем возле елочки. (Воспитатель одевает шапочки детям, дети помогают).
Музыкальная пауза - «Пляска лесных зверей» (Слова и музыка Е. Гомоновой)
1. На полянку прибежали мишки и зайчата - (пружинка)
Праздник весело встречают шустрые зверята
За лапку, за лапку, за лапку берись – (гладят ручки-лапки)
Зайчонок и Мишка скорей покружись
2. Лапками захлопала, хлопай веселей – (хлопают)
Ножками затопала, топай посильней – (топают)
За лапку, за лапку, за лапку берись – (гладят ручки-лапки)
Зайчонок и Мишка скорей покружись
3. Ушки мы погладили станет нам теплей - (движения по тексту)
Покрутили хвостики будет веселей - (движения по тексту)
За лапку, за лапку, за лапку берись – (гладят ручки-лапки)
Зайчонок и Мишка скорей покружись
В: Вот мы пришли на полянку (индивидуальные коврики, дети садятся в позу «Лотоса»). Находят снежинку с заданием.
Проводится интерактивная игра: «Четвертый лишний» по теме: «Дикие животные»
(слайд).
Цель: развивать внимание, сообразительность, речь.
Ход игры: посмотрите и скажите, какое животное лишнее и почему :
Например:- волк, собака, медведь и заяц. Лишняя – собака, потому, что она –домашнее животное, а все остальные дикие.
- белка, лиса, кот, заяц;
- лиса, медведь, собака, еж;
- волк, медведь, лошадь, кабан;
- еж, заяц, корова, медведь;
- лиса, енот, волк, кот;
- еж, собака, белка, заяц.
Последний слайд выпадает – СНЕЖИНКА. Воспитатель берет снежинку с заданием.
Проводится д/и «Сложи картинку».
(Получаются дикие животные - заяц, медведь, лиса, белка, еж).
Цель: упражнять детей в составлении целостной картинки из отдельных частей; воспитывать сообразительность, внимание.
Итог занятия. Что мы делали на занятии? Что понравилось?