Наталья Макеева
Конспект НОД в подготовительной группе «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Земля – наш общий дом».
Подготовила и провела : Макеева Наталья Александровна - воспитатель Образовательная область: Познавательное развитие, развитие речи, художественно-эстетическая.
Программное содержание:
- Образовательные:
1. Расширять представления детей о планете Земля.
Дать понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней была жизнь.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
2. Формировать желание любить и беречь Землю.
3. Расширять представления детей об охране природы.
4. Продолжать учить детей пользоваться и распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарища.
- Развивающие:
1. Активизировать словарь детей словами: глобус, планета Земля.
2. Закрепить умение использовать в ответах выразительные средства: стихи, пословицы, поговорки.
- Воспитательные:
1. Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету.
Она является общим «домом» для всех людей, животных, птиц и т. д.
2. Продолжать формировать у детей навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, товарищей.
3. Воспитывать у детей стремление к бережному отношению к природе, желание сохранить и при необходимости оказывать ей помощь (социализация) .
Словарная работа: глобус, планета Земля.
Материалы к НОД:
1. Глобус, ладошки, модель Земли.
2. Цепи питания в картинках (раздаточный материал). 3. Плакаты: Охрана природы, береги природу, вода всему живому, где используют воду, воздух и солнце.
4. Картинки к дидактической игре: «Экологическая пирамида»
5. Магнитофон (или муз. колонка). 6. Картинки: ягоды, грибы (съедобные и несъедобные, орехи, деревья, лесные животные и птицы.
Предварительная работа:
1. Рассматривание атласа мира, карты мира.
2. Беседы на темы: «Охрана природы», «Правила поведения в природе», «Что такое Земля», «Твоя страна».
3. Рассказ воспитателя: «Значение воздуха для природы и человека».
4. Разучивание загадок о Земле, лесе, море, глобусе. Разучивание пословиц и поговорок про Землю.
Методы обучения: рассказ, беседа, самонаблюдение, игра, логические рассуждения, аппликация.
Ход НОД:
Организационный момент:
Воспитатель: Давайте поздороваемся с гостями. Скажем друг другу доброе утро и улыбнемся. А чем мы будем заниматься сегодня, я вам загадаю загадку. -На ноге стоит одной
Крутит – вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Что это? (Глобус)
В: - Верно, это глобус, маленькая модель огромной земли, где живем все мы.
Сегодня речь мы поведём о том,
Что вся Земля - наш общий дом,
Где мы с рождения живём.
Посмотрите на глобус: в какие только цвета он не раскрашен – голубой и белый, желтый и зеленый. Это сделано для того, чтобы глобус мог как можно больше и понятнее рассказать нам о Земле.
Вопрос: - Посмотрите, какого цвета на глобусе больше всего?
- Верно, голубого. И в песнях поется: «Голубая планета Земля!».
Вопрос: - Как вы думаете, что обозначено голубым цветом?
- Правильно: моря и океаны, реки и озера.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
- Кому в природе нужна вода? (Схемы-модели) (Человеку, деревьям, животным)
- На земле нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Вода нужна всему живому на Земле. Например, человек без воды может прожить всего 7 дней.
- Откуда, у нас дома и в детском саду вода?
- Для чего нам нужна вода?
(Что бы жить, расти крепкими….)
- Как человек использует воду? (Схема –модель «Использование воды»)
(Пьет, моется, стирает)
- А какая нам нужна вода, для того чтобы мы были здоровыми, крепкими.
(Чистая)
- А может ли человек употреблять грязную воду?
(НЕТ)
- Почему?
(В грязной воде много микробов, можно заболеть)
Вопрос: - А что может обозначать белый цвет на глобусе?
- Верно, это цвет снега. Есть на земле такие места, где круглый год всюду сплошные снега. Вечная мерзлота. Это Северный и Южный полюса.
(Воспитатель показывает на глобусе).
В: - Желтый цвет – это пустыни. Там один песок, совсем нет растений и воды. Коричневым цветом обозначены горы.
(Воспитатель показывает на глобусе).
Вопрос: - А что обозначено зеленым цветом, как вы думаете?
- Правильно, зеленым цветом на глобусе обозначены леса. Вот посмотрите, их не так уж и много на нашей планете.
В: - Лес – наше богатство! Давайте вместе подумаем, почему? Закройте глаза. Представьте себе, что в теплый солнечный день вы оказались в лесу.
Звучит запись пение птиц, дневной лес.
В: - Под ногами мягко шуршат листья, над головой щебечут птицы. В лесу прохладно и свежо, приятно пахнет грибами, травами. А почему так легко дышится в лесу? Кто может сказать?
В: - Правильно. Деревья поглощают все вредные газы, и выделяют чистый кислород, которым мы дышим.
Лес – это кладовая самых вкусных и полезных продуктов.
Давайте вспомним, что растет в лесу?
- Ягоды /малина, ежевика, клюква/– дети называют и показывают картинки.
- Орехи.
- Грибы /Лисички, опята, белые/- дети называют и показывают картинки.
- Но есть и ядовитые грибы – поганка, мухомор – показывает на картинке.
Вопрос: - А какие деревья растут в наших лесах?
Дети называют 4-5 видов деревьев.
В: - В лесу живут звери и птицы. Назовите лесных птиц.
/Дятел – санитар леса. Кукушка, клест, соловей…/
Назовите диких зверей – обитателей леса.
/Волк, медведь, лиса, заяц…/
В: - Давайте вспомним пословицы о лесе:
Лес – богатство и краса. Береги свои леса.
Много леса – не губи!
Мало леса – береги!
Нету леса – посади!
В: - Чтобы наша Земля всегда была цветущей и зеленой, все люди должны бережно относиться к природе. Как вы думаете, что это значит, как мы должны вести себя?
Ответы детей.
Не ломать ветки деревьев.
Не топтать цветы.
Не кричать, не включать громко музыку.
Не разорять птичьих гнезд.
Не ловить насекомых.
Не разжигать костров.
Содержать реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.
Физминутка:
Вместе по лесу идём
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер. ^ Расстилается ковёр
И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)
В: - А теперь послушайте стихи про одного маленького мальчика.
«Цветок»
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем-
Объяснить не могу.
В стакане он день постоял –
И завял.
А сколько бы он на лугу простоял?
(В. Викторов)
В: - Хорошо ли поступил этот мальчик? А почему?
Ответы детей.
В: - Я надеюсь, что вы, ребята, так делать не будете.
А сейчас игра на внимание: я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо говорите: «Да!», если плохо - говорите: «Нет!». Слушайте внимательно:
Я пойду сейчас в лесок
И сорву ромашку. (Нет)
Съем я вкусный пирожок
И выброшу бумажку. (Нет)
Лишний хлебушка кусок
На пеньке оставлю. (Да)
Ветку ели подвяжу,
Колышек поставлю. (Да)
Разведу большой костёр
И тушить не буду. (Нет)
Сильно-сильно насорю
И убрать забуду. (Нет)
Мусор весь я уберу,
Банку закопаю. (Да)
Я люблю свой край родной,
Природу оберегаю! (Да)
- Молодцы, ребята! С заданием справились
Мы с вами уже говорили о том, что все живое на Земле связано между собой. Все растения, животные, насекомые обитают на нашей планете не случайно: они бывают необходимы друг другу. Даже самая маленькая букашка кому-то нужна.
Сейчас мы все это постараемся представить в виде пирамидки.
Дидактическая игра «Экологическая пирамидка»
- Вот знакомая вам птица /показывает картинку/. Как ее зовут?
- Верно, это дятел. А что нужно дятлу для жизни, чем он питается?
- Червячками, жучками, букашками.
- А откуда он их достает?
- Из-под коры деревьев.
- Вот почему дятел живет в лесу на деревьях.
- А что нужно дереву, чтобы оно росло?
Солнце – оно дает свет и тепло.
Вода – она нужна всему живому.
Земля – почва, где находятся необходимые питательные вещества.
В: - А будет дерево расти на камнях? Как вы думаете?
А теперь представьте себе, что случится с дятлом, если вдруг исчезнет вода? Солнце? Все букашки?
(Воспитатель показывает наглядно на пирамидке).
В: - А если не будет дятла и не останется на земле ни одной птицы?
Ответы детей.
Индивидуальная работа детей: составить цепь питания. В: - Конечно! Тогда погибнут все деревья от вредных насекомых.
Вот видите, как важно все, что есть в природе. И мы, люди, должны об этом помнить, любить и беречь нашу природу, нашу Землю.
Рефлексия: Человек – это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех. Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направлять на охрану и защиту природы на планете Земля.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
В: Вот она –наша земля, мы будем её беречь, давайте вокруг нашей планеты наклеим наши ладошки, в знак того,что не дадим её в обиду и будем ей помогать. (Коллективная аппликация)
Пусть земля родная наша
Год от года будет краше.
Мы не гости на планете, Ваня
Помните об этом, дети.
Научитесь мир беречь!
Счастья вам! До новых встреч!