Ольга Курганова
«Здоровый ребенок — счастливый ребенок!» Эффективные формы работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровый ребенок – это счастье родителей. Разве найдутся на свете мать и отец, которые не хотели бы видеть своего малыша крепким, выносливым, подвижным, радостным. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально - экономической и экологической ситуации в стране.
Публикация «„Здоровый ребенок — счастливый ребенок!“ Эффективные формы работы с родителями» размещена в разделах
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка.
В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако, дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышения педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих воспитателей. Поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям. Причем, для того чтобы быть настоящим пропагандистом идей, средств и методов воспитания здорового образа жизни детский сад в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.
Наша система работы с семьей по сохранению и укреплению психофизического здоровья детей включает :
1. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
2. Участие в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;
3. Проведение целенаправленной санитарно-просветительской работы, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима;
4. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно- оздоровительной работы, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
5. Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания, ЛФК);
6. Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т. д.)
Для реализации этих задач в своей работе я использую :
• информацию в родительских уголках, в папках-передвижках, в библиотеке ДОУ;
• устные журналы и дискуссии с участием психолога, медицинских работников, специалиста по физическому воспитанию, инструктора по плаванию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
• семинары-практикумы;
• деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических кроссвордов и т. д.
• «открытые дни» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале и бассейне, закаливающих и лечебных процедур и т. д.
• совместные физкультурные досуги и праздники и т. д.
В своей педагогической практике мы используем разные формы работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей. Чаще всего, родители откликаются на нетрадиционные формы работы, такие как:
- Альбом-эстафета «Летний отдых с семьей», где родители делятся впечатлениями о проведенном отдыхе, который играет огромную роль в сохранении и укреплении здоровья детей. Родители описывают и представляют фото, тех мест, в которых они побывали во время отпуска. Большое место уделяется активным видам отдыха: плавание, катание на велосипеде, роликах, игры в мяч и прочее. Особенно это касается детей, живущих в районах Крайнего Севера. Альбом-эстафета оформляется вместе с детьми, что в наше занятое время немаловажно.
- Альбом-эстафета «Чем занять ребенка в выходной день», где родители обмениваются опытом семейного воспитания по вопросам досуга детей. Выходной день необходимо проводить не у телевизора, а выстраивать его таким образом, чтобы малыш рос крепким, выносливым, сильным, здоровым.
Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка и понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной работы, особое внимание необходимо уделять постоянному совершенствованию мастерства педагогов. А также поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.