елена Андреева
Проект по физическому развитию «Здоровые зубы — залог здоровья» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 36 города Кузнецка
(МБДОУ ЦРР – ДС № 36 города Кузнецка)
Проект
по физическому развитию
в группе общеразвивающей направленности
с 6 до 7 лет
Тема «Здоровые зубы- залог здоровья»
Составил : воспитатель: Андреева Е. В.
2023г.
Цель: воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и выработка на основе полученных знаний необходимых гигиенических привычек.
Публикация «Проект по физическому развитию „Здоровые зубы — залог здоровья“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Зубы, уход за зубами. Проекты
- Зубы. Все о зубах для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Подготовительная группа
- Проекты
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
Познавательное развитие :
Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, способами ухода за зубами.
Развивать у детей исследовательскую активность, умение делать элементарные выводы на основе эксперимента.
Физическое развитие :
Воспитывать желание ответственно и осознанно относиться к своему здоровью, потребность соблюдать личную гигиену.
Речевое развитие :
Активизировать умение связно и последовательно излагать свои мысли, давать точный ответ на вопрос в короткой и распространённой форме.
Социально – коммуникативное развитие :
Продолжать развивать готовность к совместной деятельности через общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками. Развивать умение работать коллективно.
Предварительная работа:
Дидактические игры «Так много щеточек хороших, но зубная только одна»; «Чистим зубки»; «Полезное - вредное»; «Предметы индивидуального пользования»; Игровое упражнение «У кого есть зубы»; Артикуляционная гимнастика «Почистим зубки язычком», Сюжетно – ролевые игры: «Детская стоматологическая поликлиника», Опыт «Как правильно чистить зубы», Опытно – экспериментальная деятельность «Зубная эмаль, что это такое?» Опыт «Почему болят зубы»; музыкальное развлечение «Путешествие в Королевство «Зубная щетка»,стихи, пословицы, поговорки, загадки про зубы. Чтение сказки «Птичка Тари» из книги Б. Заходера «Ма-Тари-Кари».
Ход: (Медсестра приходит в группу и спрашивает) : У вас все ребята пришли в дс?
Воспитатель: Маша не пришла.
Медсестра: Что случилось? Почему она не пришла? Заболела?
Воспитатель: У Маши разболелись зубы, она сегодня не придет.
Медсестра: Да, больные зубы доставляют много неприятных моментов. Желаю Маше скорого выздоровления (уходит).
Воспитатель: А вам, ребята, приходилось испытывать зубную боль?
Воспитатель: Каждый человек сталкивается с этой проблемой. Но любая проблема разрешима, надо только знать пути ее решения. Ребята, я приглашаю вас в лабораторию, где вы будете научными сотрудниками (предложить бейджики красные и синие с именами детей). Итак: нам необходимо выяснить, почему болят зубы и как за ними ухаживать. А еще, ребята нам надо разработать рекомендации о правилах ухода за зубами, подумайте, каким образом можно донести эту информацию до людей?
Воспитатель: Совершенно верно, мы можем изготовить памятки, плакаты с правилами ухода за зубами, которые должен знать каждый человек. (предлагает детям пойти в центр познавательного развития «Хочу все знать).
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нам нужны зубы? (Чтобы откусывать и пережевывать пищу. Наличие зубов имеет важное значение для ясного, четкого произношения слов, речи).
Воспитатель: Потрогайте зубы языком : какие они? (твердые, гладкие, скользкие).
Воспитатель: Зубы - самые твердые части нашего организма. Сверху они покрыты слоем очень прочной эмали. Она, как панцирь, защищает зубы. Но как ни тверды зубы, они все же могут разрушаться.
Воспитатель: Как вы думаете, почему болят зубы?
Воспитатель: Сначала на эмали образуются маленькие трещины. После еды между зубами и в трещинах остается пища. Под действием микробов остатки пищи гниют, зубы разрушаются и начинают болеть.
Воспитатель: Что вредно для зубов? (Грызть орехи, семечки, есть очень холодную и очень горячую пищу, особенно много сладкого.)
Воспитатель: Как вы думаете, какие продукты питания позволяют поддерживать здоровье зубов? (Творог, молоко, каша, особенно овсяная, так как в них содержится кальций и фосфор, укрепляющие эмаль зубов).
Воспитатель: От того что мы употребляем в пищу, зависит состояние наших зубов.
Проводится игра «Полезные и вредные продукты». Детям предлагается набор картинок с полезной и вредной для зубов пищей. Дети отбирают и наклеивают картинки – что полезно для зубов,– что вредно- на плакате с условными обозначениями.
Воспитатель: Какая эта пища? Почему (это полезная пища, так как в ней содержится много витаминов, которые способствуют укреплению зубов).
Воспитатель: Почему вы отобрали эти продукты? (в этих продуктах содержится большое количество сахара, что плохо сказывается на состоянии зубов).
Воспитатель: Можно ли употреблять их в пищу? (можно, но не в больших количествах).
Воспитатель: Почему вы орехи и семечки отнесли и к полезным и к вредным продуктам? (Свежие семечки и орехи содержат много полезных веществ, а жареные вредны. Люди грызут семечки и орехи зубами и на зубах появляются сколы и трещины, что способствует размножению микробов и возникновению заболеваний зубов).
Воспитатель: А вы какие продукты едите? А эти продукты полезны для вас? Улыбнитесь и покажите свои здоровые зубки.
Воспитатель: А если зубы все- таки заболели, что нужно делать?
Воспитатель: Здоровье наших зубов зависит не только от правильного питания, но и от гигиены полости рта. Чтобы зубы не болели и были здоровыми, нужно знать и выполнять правила ухода за зубами.
Воспитатель: Какие средства гигиены по уходу за зубами вы знаете? (зубная паста, щетка.)
Проводится игра «Выбери средства гигиены».
( на столе расположены предметы: зубная паста, зубная нить, зубная щетка, ополаскиватель для полости рта, зубной порошок, смола деревьев, воск, электрическая щетка, пучки обычной травы, шерсть, тряпочка, веточка с расщепленным концом, мел, зола, кусочки коры).
Воспитатель: Как вы думаете, как эти предметы (смола деревьев, воск, пучки обычной травы, шерсть, тряпочка, веточка с расщепленным концом, мел, зола, кусочки коры).
Провести эксперимент: можно ли чистить зубы золой, мелом (на столах на подносах лежит зола, мел, пластина с нанесенным на нее пятнами зубной пасты, тряпочка. Дети насыпают на пластину мел (золу) и с помощью тряпочки очищают поверхность пластины).
Воспитатель: Какой можно сделать вывод: зола и мел хорошо очищают, в старину их использовали именно как средство для ухода за зубами, а мел входит в состав современной зубной пасты. Почему сейчас не используют золу в качестве средства гигиены?
Воспитатель: Необходимость в этом средстве отпала, потому, что сейчас существует много гигиенических средств, которыми можно эффективно и безопасно почистить зубы. Самым популярным средством по уходу за полостью рта остается зубная паста.
Воспитатель: Почему нужно чистить зубы два раза в день?
(Вечером чистят зубы, чтобы освободить их от остатков пищи, а утром, чтобы освежить дыхание и защитить зубы на целый день от микробов.)
Физминутка «Чистим зубки».
«Мы позавтракали вкусно
Зубы нам почистить нужно,
В руку щеточку возьмем
Зубной пасты нанесем.
И за дело взялись смело
Зубы чищу я умело
Снизу-вверх и справа-влево
Сверху-вниз и снова влево.
Их снаружи, изнутри
Ты старательно потри.
Чтоб не мучится с зубами,
Щетку водим мы кругами.
Зубы чистим осторожно,
Ведь поранить десны можно…
А потом что? А потом
Зубы мы ополоснем.
Нам понадобится кружка…
Улыбнитесь-ка друг дружке.
Поработали умело,
Наши зубы стали белы!
Воспитатель: Какой должна быть зубная щетка?
Воспитатель: На столе лежат щетки разной величины, с выщипанной щетиной, новая зубная щетка и подносы с манной крупой. Возьмите в руки старую щетку с выщипанной щетиной и новую щетку, проведите ею дорожку по крупе. Расскажите, какая стала дорожка, после того, как вы провели старой (новой) щеткой? Почему? Какой можно сделать вывод?
Воспитатель: Совершенно верно, старая щетка хуже новой, т. к. щетина выщипана и ею трудно будет очистить зубы от остатков пищи.
Воспитатель: Вы знаете, что чистить зубы недостаточно, нужно еще и
правильно ухаживать за зубной щеткой, расскажите, как это нужно делать?
• После чистки зубов тщательно промойте зубную щетку от зубной пасты и остатков пищи водопроводной водой.
• Храните зубную щетку в вертикальном положении головкой вверх, чтобы она полностью высыхала.
• Не ставьте свою щетку слишком близко к другим, потому что микробы с одной щетки могут легко попасть на другую.
• Не стоит хранить зубную щетку в закрытом футляре или надевать на нее колпачок. Влажная среда может способствовать росту микробов.
•Перед тем как почистить зубы, помойте руки с мылом.
•Не забывайте менять зубную щетку каждые 3 месяца.
Воспитатель: Правильное обращение с зубной щеткой имеет важное значение для здоровья полости рта. Без регулярного ухода зубная щетка принесет не пользу, а вред.
Воспитатель: Всю эту информацию необходимо отобразить в памятке (дети за столами рисуют картинки).
Воспитатель: Соблюдайте эти правила и ваши зубы всегда будут здоровыми и крепкими.
Воспитатель: Итак, подведем итог, что нам удалось выяснить? (наши исследования помогли понять, почему болят зубы, какие средства по гигиене полости рта способствуют сохранению и укреплению зубов, какая пищу полезна (вредна)).
Воспитатель: Я надеюсь, вы запомнили, что нужно делать, чтобы сохранить зубы здоровыми на долгие годы и расскажете об этом Маше, а эти памятки мы раздадим детям младшей группы. О чем бы вы хотели еще узнать? Что было самым интересным? О чем вы расскажите своим друзьям?
Актуальность
Одна из основных задач общества – это забота о здоровье человека. А здоровье человека напрямую связано не только с полноценным и правильным питанием, но и гигиеническими правилами ухода за телом и полостью рта.
Введение
Здоровье зубов – важнейший фактор здорового и полноценного образа жизни. Одним из основных условий поддержания зубов в здоровом состоянии является соблюдение правил личной гигиены. Ведь зубы – это те же органы в теле человека, и проблемы с ними немедленно отражаются на состоянии всего организма. Регулярная забота о гигиене полости рта и здоровье зубов поможет предотвратить многие болезни и сохранить здоровье на долгие годы.
Вид: познавательно – исследовательский, краткосрочный 2 недели.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели.
Проблема: проблема сохранения зубов у детей не может быть решена без целенаправленного и своевременного формирования у детей привычки поддержания в здоровом состоянии зубов и десен, культуры гигиены полости рта.
Цель: Дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья; выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки через исследовательскую деятельность. Сформировать осознанное выполнение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний полости рта
Задачи проекта :
• Познакомить с основными функциями зубов, причинами заболевания зубов.
• Формировать устойчивую привычку соблюдать правила гигиены полости рта.
•Формировать у детей представление о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов.
• Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы; доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета.
• Сформировать необходимые гигиенические и профилактические умения, навыки.
Образовательные области Задачи
Содержание работы
Речевое развитие На примере литературного произведения показать детям негативные последствия отказа от выполнения гигиенических процедур. Помочь овладеть элементарными умениями и навыками по уходу за зубами. Закрепить умение строить речевые высказывания в ситуации общения.
Формировать умение выразительно рассказывать стихи наизусть. Развивать выразительность речи.
Побуждать вслушиваться в звучание слов, развивать чувство рифмы, речевой слух, звуковую культуру речи.
Объяснять смысл пословиц; развивать умение рассуждать, активизировать в речи союзы и союзные слова
(в сложноподчиненных предложениях разных типов).
Упражнять в умении придумывать сказку на заданную тему по плану, использовать описания, диалог.
Закрепить представления о значении для здоровья зубов гигиенических мероприятий.
Формировать представление о предметах личной гигиены; использовать в своей речи понятия: предметы личной гигиены; их роли в жизни человека. Чтение Б. Заходер «Ма-Тари-Кари»,
Е. Долгих «Надо, надо чистить зубки».
Ирина Гурина «Сказка про зубную фею и вредный кариес».
Заучивание наизусть стихотворения С. Михалкова «Как у нашей Любы…».
Словесная игра «Доскажи словечко».
Заучивание пословиц: Поел бы репки, да зубы редки. Болен зуб у себя во рту, за чужой щекой зуб не болит. Съела бабушка зубы, остались язык да губы.
Сказка «О веселом язычке, которому нужны здоровые зубы, чтобы хорошо говорить».
Сочинение рассказов на тему «Как зубы стали здоровыми»
Д/ и : «Назови одним словом», «Найди причину».
Познавательное развитие
Познакомить с правилами ухода за зубами, дать информацию о зубной щетке, как о предмете личной гигиены, научить технике чистки зубов.
Способствовать формированию у детей представления о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов и всего организма.
Выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки через исследовательскую деятельность. Расширять представления о профилактических мероприятиях, направленных на предупреждение заболеваний полости рта.
Развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки. Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы.
Развивать умение детей устанавливать положительное и отрицательное влияние на зубы продуктов, употребляемых в пищу
Познакомить детей с функциональным назначением зубов, причинами болезней зубов и мерами их предотвращения. Раскрыть значение здоровья зубов для всего организма. Способствовать формированию гигиенических навыков.
Обучать последовательности действий процесса ухода за зубами. Формировать устойчивую привычку соблюдать правила гигиены полости рта. Беседы «Кто прячется во рту и как за ними ухаживать?», «Микробы и зубная щётка», «История возникновения зубной щетки».
Беседа «Полезная и вредная еда».
Опытно-экспериментальная деятельность «Влияние кислоты на зубную эмаль», «Защитные функции зубной пасты».
Эксперимент «Сравни старую и новую зубную щётки».
Проблемная ситуация: «Почему у Любы болят зубы».
Проблемная ситуация: как обеспечить уход за зубами, если нет зубной щетки под рукой.
Д/и «Что можно кусать зубами?»
НОД «Бережем зубы с детства».
Д/и «Что сначала, что потом» (Алгоритм чистки зубов).
Художественно- эстетическое развитие
Развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации.
Побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы; создавать игровую обстановку, используя предметы –заместители.
Обучать изображать несложный эпизод сказки, передавая выразительность образа через цвет, форму. Закреплять умения использовать разные художественные материалы.
Развивать у детей фантазию, воображение, эмоциональное отношение к изображаемому. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.
Развивать творческие способности по декорированию стаканчика для зубной щётки. Аккуратно работать с клеем и ножницами. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены.
Дать понятие о регулярном и правильном уходе за зубами, познакомить с основными правилами гигиены полости рта. Театрализованная деятельность:
«Медведь – сладкоежка».
Изготовление атрибутов к СРИ «На приеме у врача – стоматолога» (табличек, медицинских карт, коробочек под лекарства).
НОД Рисование иллюстраций к сказке А. Усачева «Медвежья сказка или как медведю зуб лечили».
НОД Аппликация «Помощники Королевы Зубной щетки», “Укрась зубную щетку”.
Рассматривание плаката «Чистим зубы
правильно».
Физическое
развитие Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, способами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание полости рта после еды, посещение стоматолога в целях профилактики зубных болезней). Воспитывать желание ответственно и осознанно относиться к своему здоровью, потребность соблюдать личную гигиену.
Дать представление о значении профилактических осмотров у стоматолога, формировать понимание необходимости заботы о своем здоровье. Воспитывать положительное отношение к посещению врача стоматолога.
Закрепить практические умения и навыки чистки зубов. Воспитывать желание ежедневно выполнять гигиенические процедуры
Развивать умение заботиться о своем здоровье, устанавливать связь между совершаемым действием и самочувствием («Я чищу зубы – значит, они у меня будут крепкими и здоровыми»). Просмотр мультфильма «Три котёнка, к чистоте будь готов», «Птичка Тари», «Маша и медведь. Сладкая жизнь», «Добрый доктор Стоматолог».
Ситуативный разговор «Как вести себя на приеме у стоматолога»
Работа с памятками «Полезные советы от зубной феи», «Как правильно чистить зубы».
Рассматривание тренажера «Зубы»
Артикуляционная гимнастика О. Боромыковой «Моемся, чистим зубы»
Социально- коммуникативное развитие Познакомить с профессией стоматолога, дать представление о содержании и цели труда медицинского персонала поликлиники. С помощью игры формировать у детей понимание важности ухода за полостью рта. Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с общим игровым замыслом.
Расширять представления детей о полезной и здоровой пище, о продуктах, необходимых для укрепления зубов. Способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью.
Закрепление знаний о предметах ухода за зубами и правилах ухода за зубной щёткой.
Углубить представление о полезных для здоровья человека привычках, их влиянии на развитие и жизнь человека. Развивать способность к анализу и сравнению, способность к самооценке.
Обучить основным правилам ухода за зубами, сформировать начальные представление о значении зубов для организма. Беседа «Профессия врач-стоматолог».
Сюжетно – ролевая игра
«Стоматологическая поликлиника».
Д/игра " Что полезно, а что вредно для зубов», «Цепочка действий», «Хорошо – плохо».
Д/и «Помощники чистоты».
Д/и «Много – мало».
Игровая ситуация «Научим Степашку чистить зубы».
Литература:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б., «Безопасность».
2. Гуменюк Е. И., Слисенко Н. А. «Будь здоров».
3. Голицына Н. С., Шумова И. М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».
4. Иванова А. И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду».
5. Крылова Н. И. «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения».
6. Меньшикова Л. А., Попова Н. Л. «Здоровейка в гостях у малышей».
7. Т. И. Бабаева «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»
8. Тугушева Г. И., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возрас