Наталья Большакова
Здоровьесбережение воспитанников ДОУ как основа реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровье детей — здоровье нации!» Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Здоровье детей – будущее нашей страны, ее национальной безопасности. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно построить здание потребности в здоровом образе жизни.
Публикация «Здоровьесбережение воспитанников ДОУ как основа реализации ФГОС до» размещена в разделах
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармоничного физического развития. Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему, условиями жизни и воспитании в детском учреждении и в семье.
Проблемы здоровьесбережения дошкольников непосредственно связаны и с нарастающей интенсификацией учебного процесса, поскольку в системе образования предусмотрена дошкольная подготовка будущих школьников.
Здоровьесбережение дошкольников является актуальным и для педагогического коллектива ДОО, так как решать вопросы гармоничного, всестороннего и творческого развития ребенка можно только тогда, когда воспитанники не болеют.
В современных условиях дошкольного образования здоровьесбережение – ключевой элемент нового мышления, который требует переоценки всех компонентов образовательного процесса. Радикально изменились суть и характер образовательного процесса, т. к. здоровье ребёнка – является основной ценностью и показателем работы педагогического коллектива.
Основная работа педагогов по здоровьесбережению детей основывается на обеспечении непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта в ДОУ.
Цель деятельности педагогов:
– обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья в период пребывания в ДОУ, сформировать необходимые компетенции, показать пример использования знаний в повседневной жизни.
-формировать условия для физического и психологического благополучия здоровья - всех участников воспитательно-образовательного процесса.
-формировать доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.
-формирование основ безопасной жизнедеятельности.
-оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к ЗОЖ.
По ФГОС одним из основных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования, задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, педагогического состава ДОО и родителей.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы :
- приобщение детей к физической культуре;
- использование развивающих форм оздоровительной работы.
По целевому признаку здоровьесберегающие технологии применяются для поддержания и укрепления физического и психического здоровья дошкольников.
В детском саду мы сталкиваемся с такой проблемой, как слабое физическое развитие детей при поступлении в дошкольное учреждение. Общая картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит», т. е. количество движений в течение дня ниже возрастной нормы из-за чего задерживаются: возрастное развитие быстроты, ловкости, коррекции движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушение осанки. Одной из основных причин таких нарушений в физическом развитии дошкольников является неосведомленность родителей в вопросах здоровьесберегающих технологий и их внедрение в воспитательный процесс.
Исходя из потребностей детей нашей группы, а также имеющихся в ДОУ условий, в воспитательно – образовательном процессе мы используем следующие виды современных здоровьесберегающих технологий :
- подвижные игры, которые проводятся на прогулке, в группе и подбираются в соответствии с возрастом детей.
- пальчиковые гимнастики, организованные не только во время проведения НОД, но и в повседневной деятельности.
- дыхательные гимнастики, осуществляемые в различных формах физкультурно - оздоровительной работы.
- звуковые гимнастики, для укрепления дыхательной мускулатуры
- гимнастики для глаз, способствующие снятию статического напряжения мышц глаз.
- динамические паузы во время занятий, по мере утомляемости детей.
- релаксационные упражнения, способствующие снятию внутреннего мышечного напряжения, они помогают детям успокоиться, тем самым привести их нервную систему и психику в нормальное состояние покоя.
- гимнастику пробуждения проводим ежедневно после дневного сна.
- динамический час организовываем в спортивном зале, для обеспечения необходимого объема двигательной активности;
- физическую культуру на открытом воздухе проводим с целью обеспечения совершенствования функциональных систем и закаливания детского организма;
- обучение здоровому образу жизни организовываем для осознанного отношения детей к здоровью и жизни человека, накоплению знаний о здоровье и развитии умения оберегать, поддерживать и сохранять его, самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
- ННОД по физической культуре проводится в игровой форме, носит интегрированный характер.
Вопросы оздоровления детей решаются в тесном контакте с семьей. Проводятся беседы с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям. Источником информации по вопросу здоровья детей для родителей служат «Уголок здоровья», информационные консультации: «Здоровый образ жизни», «Оздоровительная работа в детском саду», «Роль прогулки для оздоровления детей», «Укрепляем физическое здоровье детей». Эффективными формами сотрудничества с семьей считаю: совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, дни открытых дверей, передача опыта семейного воспитания. Применение здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Снижению заболеваний ОРВИ и ОРЗ у детей, что благоприятно сказывается на образовательном процессе так как отмечается высокая посещаемость детей, снижение заболеваемости, отсутствие травматизма за весь период нахождения детей в ДОУ.
Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.