Марина Литвишко
Здоровьесбережение-ключевой момент нового педагогического мышления
▼ Скачать + Заказать документы
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ – КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ
НОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
Слайд 2
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.
Слайд 3
Публикация «Здоровьесбережение-ключевой момент нового педагогического мышления» размещена в разделах
В соответствии с уставом всемирной организации здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». Следовательно, можно говорить о трех видах здоровья : о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном). При этом, все компоненты существуют в неразрывной связке и наличие отклонений хотя бы в одной из данных областей, человек уже не может считаться абсолютно здоровым.
Слайд 4
Современная система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в изменении содержания образования, применении новых педагогических, в том числе здоровьесберегающих, технологий и других инноваций. Это требует от педагогов широты эрудиции, активности, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям.
Слайд 5
Одним из таких важнейших направлений в работе образовательных и, в первую очередь, дошкольных учреждений является здоровьесбережение.
Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни.
Слайд 6
В преодолении сложившейся ситуации особенно важна роль педагога, воспитателя как носителя и проводника социальных ценностей, среди которых одной из приоритетных признаётся здоровье ребёнка.
Слайд 7
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Слайд 8
В образовательной сфере здоровьесберегающие технологии подразделяются на несколько категорий:
• Организационно-педагогические – определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и прочих состояний, негативно влияющих на здоровье ребенка;
• Психолого-педагогические – определяют поведение педагогических работников и их взаимодействия с воспитанниками;
• Учебно-воспитательные – программы по обучению заботе о своем здоровье, мотивация на ведение здорового образа жизни;
• Социально-адаптивные – предполагают создание благоприятной атмосферы для социального взаимодействия и формирование здоровых взаимоотношений со всеми участниками жизни ребенка;
• Личностно-развивающие – обеспечивают формирование и укрепление психологического здоровья воспитанников.
• Лечебно-оздоровительные – обеспечивает формирование и поддержание физического здоровья детей.
Слайд 9
Воспитательно-образовательный процесс предполагает интеграцию
всех категорий здоровьесберегающих технологий. На базе ДОУ эти
технологии применяются следующим образом:
Слайд10
• Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация предметно-развивающей среды в ДОУ. ориентированная на физиологические особенности детей разного возраста;
Слайд 11
• в каждом режимном моменте соблюдаются санитарно-гигиенические нормы;
Слайд 12
• в соответствии с ФГОС ДО, развитие детей осуществляется с учетом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей по всем областям – коммуникативно-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, физическому – что позволяет сформировать всесторонне развитую личность;
• ежедневно проводятся занятия по музыке, рисованию, лепке, ориентированные на развитие творческих способностей и занятия по формированию познавательно-исследовательской деятельности;
Слайд13
• На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения,.
Слайд 14
• обязательными являются занятия физкультурой, рассчитанные на различные возрастные группы;
• В нашей практике мы успешно используем оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопия и сохранения правильной осанки: тактильная гимнастическая дорожка, ребристая дорожка «змейка», дорожка «ножки» с отпечатками стоп, помогающие правильно устанавливать стопу, массажные мячи различного диаметра.
Слайд 15
• при проведении занятий используются динамические паузы, способствующие снятию напряжения и переключения внимания на другой вид деятельности для предотвращения утомления;
Слайд 16
• планирование занятий осуществляется с учетом требований СанПин;
Слайд 17
• проводятся беседы с родителями, на которых педагоги дают рекомендации по обеспечению здоровьесберегающей среды вне учебного заведения, в том числе имеется материал на информационных стендах для родителей и сайте учреждения;
Слайд 18
• прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка;
Слайд 19
• проводятся мероприятия по контролю и снижению уровня заболеваемости воспитанников детского сада, в том числе осуществляется первичный осмотр и измерение температуры, ежедневный мониторинг, позволяющий получить данные об уровне заболеваемости детей;
• формируются основы безопасного поведения и здорового образа жизни.
Слайд 20
Однако, как показывает практика, большинство дошкольных образовательных учреждений далеко не в полной мере реализуют имеющиеся возможности. Существуют многие другие формы здоровьесберегающих технологий, инноваций, которые можно использовать в ДОУ. Лечебный массаж, массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания, гимнастика для глаз, ритмопластика, лечебно-корригирующая гимнастика, закаливание.
Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механическое действие возникает в результате раздражения биологических точек на подошве.
В среднем возрасте дополнительно включается применение воздушного душирования – это эффективный способ выработки устойчивости к сквознякам (разработал врач В. Л. Лебедь). В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребенок становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон.
В старшем возрасте использование горячего обтирания, проводимое при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определенной температуры.
При карантинном режиме применение полоскания горла: водой комнатной температуры 3 раза в день температура воды снижается постепенно с 36 градусов до 27.
В подготовительной группе введение «рижского метода» - топтание на гальке в солевом растворе.
Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.
Слайд 21
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Основываясь на современных понятиях о здоровье и здоровьесберегающей среде появилась возможность достичь больших результатов в данной области. С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий позволяет вырастить поколение здоровых и конкурентоспособных граждан