Шабалова Марина
Здоровьесберегающие технологии. Воспитание культуры здорового человека
▼ Скачать
Здоровье – это состояние физического и социального благополучия человека.
Сегодня, мы, как никогда, должны заботиться о здоровье наших детей, воспитывать в них желание заниматься спортом и вести здоровый образ жизни. Воспитание лучше начинать в дошкольном возрасте. Основным средством для решения данной задачи стало использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии, Воспитание культуры здорового человека» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
Данный процесс направлен на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов oбрaзовательной среды, направленныx на сохрaнение здоровья ребёнка на всеx этапах его обучения и рaзвития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Цель здоровьесберегающей технологии: воспитание у дошкольника культуры здоровья, приобщение ребенка к физической культуре и здоровому образу жизни.
Задачи данной технологии:
1. Организовать совместную работу с родителями в рамках физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей.
2. Обучить детей безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях на природе и в городе, на дорогах.
3. Воспитывать желание у ребенка заниматься физкультурой и вести здоровый образ жизни.
Анализируя основные цели и решаемые задачи в дошкольном учреждении, можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:
• Медико-профилактические.
• Физкультурно-оздоровительные.
• Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
• Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов ДОУ
• Валеологическое просвещение родителей (ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития; участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей).
• Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
К медико-профилактическим технологиям относятся: организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по улучшению здоровья ребенка, организация и контроль питания дошкольников, организация закаливания, профилактических мероприятий в детском саду.
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
К данной технологии относится: контроль двигательной активности ребенка, формирование правильной осанки, проведение закаливающих мероприятий. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется педагогами в непосредственно образовательной деятельности, через использование различных видов гимнастик, физкультминуток и др.
Основная задача технологий, обеспечивающих социально-психическое благополучие ребенка – это создание эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка при общении со сверстниками, взрослыми в детском саду и с семьей.
Не надо забывать, что первым и главным воспитателем ребенка являются его родители. От того, насколько правильно будет организован режим дня у ребенка, какое внимание родители уделяют его здоровью, зависит его настроение и самочуствие.
Информационно-просветительская деятельность родителей выражается в привлечении их к участию в различных спортивных мероприятиях, праздниках.
Здоровьесберегающая образовательная технология предполагает воспитание культуры здоровья и валеологической культуры детей (совокупность нескольких компонентов осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а также самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением). Ее цель сформировать у детей осознанное отношении к своему здоровью и жизни, умению оберегать их.
Поэтому в работе всех дошкольных образовательных учреждений приоритетным направлением должно стать использование здоровьесберегающих технологий.
В нашем детском саду созданы все условия для развития двигательной развивающей среды, что является одним из важных в системе здоровьесбережения. В саду есть оборудованный физкультурный зал со спортивным инвентарем, обручи, мячи, скакалки.
Также внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе на свежем воздухе. На территории детского сада есть спортивная площадка. В группе имеются спортивные уголки для совершенствования физических навыков. Дети очень любят закаливающие процедуры с ходьбой по коврикам, сделанным совместно воспитателями и родителями. Все оборудование в уголке находится так, что его легко может взять ребенок.
Вся работа по оздоровлению детей ведется с учетом структуры двигательного режима для детей дошкольного возраста.
Ежедневно проводится утренняя гимнастика, в комплекс которой входит пальчиковая гимнастика, также в течение дня выполняются физкультминутки, динамические паузы. После сна проводится с детьми гимнастика пробуждения. В целях оздоровления организма проводятся закаливающие процедуры в соответствии с возрастом. К ним относятся воздушные ванны, умывание прохладной водой, хотьба по массажным коврикам, хождение босиком.
В дошкольном учреждении проводятся спортивные праздники и развлечения.
Проводится работа с родителями - для них проводятся различные консультации, оформляются тематические выставки, буклеты, информационные уголки, папки-передвижки. Совместные мероприятия доставляют родителям и детям огромную радость, способствуют сплочению семьи и помогают вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс.
Надо помнить, что здоровый ребенок - это не только физически развитый ребенок, но и тот, который знает правила безопасности жизнедеятельности. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию основ безопасности жизнедеятельности.
С детьми проводятся игровые ситуации, беседы, показ мультфильмов, иллюстраций о здоровом образе жизни, о личной безопасности и безопасности окружающих, о правилах общения с незнакомыми людьми, о правильном поведении при контактах с домашними животными, о правилах поведения на улице, дороге, в транспорте, о бережном отношении к природе и т. п.
Делая вывод, можно сказать, что внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс способствует гармоничному развитию детей.