Юлия Набиулина
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. В настоящее время в детские сады приходит большое количество детей, с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими и хроническими заболеваниями.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей : дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья детей.
Комплекс таких мероприятий получил название «здоровьесберегающие технологии».
Ранний возраст — это в буквальном смысле — начало. Ребенок только входит в мир отношений, он не опытен и очень доверчив. Наша задача — помочь ему сохранить эту доверчивость, полюбить тех, кто неустанно заботится о нем, создать бодрое, жизнерадостное настроение — все это необходимо для всестороннего и гармоничного развития в последующие годы.
Мы стараемся: заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы.
Подобрать и систематизировать материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми раннего возраста;
• Организовать предметно - развивающую среду для проведения занятий с детьми;
• Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения у малышей;
• Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;
• Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
• Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок материалы для родителей.
Свою работу строим в тесном взаимодействии с родителями.
Уделяем особое внимание обучению воспитанников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике различные методы, приемы и технологии.
Рассмотрим подробнее, что это за технологии и как мы их применяем.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
Проводим элементарные закаливающие мероприятия – Мы учим детей под контролем взрослого, а также самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать руки и лицо личным полотенцем, во время приема пищи правильно держать ложку в руке, обучаем правильному порядку раздевания и одевания, а также аккуратному складыванию снятой одежды. например «Кран откройся, нос умойся», «Ай, лады, лады. лады…», целях закаливания и профилактикиплоскостопия используются дорожки здоровья и босохождение ходьбу босиком по мокрой солевой дорожке, ребристой доске после дневного сна, обязательное проветривание групповой комнаты и спальни.
• Динамические паузы – применяем комплексы мини упражнений «Мы ногами топ, топ.», «Зимой», «Где же наши ручки», «Солнышко», «Пальчики гуляют» и др.
• Подвижные и спортивные игры - подбираем в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения, например на прогулке «Догони мяч»,«Мишка и дети»,«По ровненькой дорожке»,«Мой веселый звонкий мяч», в группе «Солнышко и дождик», «Лиса и зайцы», «Вышла курочка гулять» и тд.
• Пальчиковая гимнастика - темы упражнений самые разнообразные: «Горошинки», «Рыбка», «Дождик, дождик», «Капуста», идр.
• Гимнастика для глаз – проводим в стихах, например:
Всю неделю по — порядку, Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту.
А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто
Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!
• Дыхательная гимнастика – очень детям нравится упражнения с мыльными пузырями, «Надуваем шар» «Насос», «Трубач», «Сдуй снежинку.», как и во всех группах проводим
гимнастику пробуждения – Пробуждение детей после дневного сна требует особого подхода. Многое зависит от характера и длительности сна детей, последовательности их пробуждения. Важно постепенно включать их в активную деятельность, переводя от состояния торможения к бодрствованию. Мы исключаем резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перепад кровяного давления, и, как следствие, головокружение. Гимнастику начинаем проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. сначала делаем упражнения на кроватках «Мы проснулись», «Котята», «Веселая зарядка». Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик - дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом. Вводим ОТ работу
с использованием массажного мячика малыши с удовольствием повторяют движения, стараемся проводить упражнения в стихах:
Катится колючий ёжик
Нет ни головы, ни ножек
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно –да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес
Где ты живёшь!
Детям нашей группы очень нравятся массажи с использованием нетрадиционного материала: грецкий орех, карандаши, шишки, поролоновые палочки. Также игровой массаж способствует установлению эмоционального контакта, сплочению детского коллектива. Используем элементы
Арт- педагогики - С помощью художественного творчества помогаем ребенку погасить отрицательные эмоции, отвлечь и успокоить ребенка. В течение дня включаем в работу «Рисование пальчиками», «Рисование ладошками», «Рисование на большом листе бумаги», «Рисование пластилином».
К технологии обучения здоровому образу жизни относятся:
• Утренняя гимнастика - хотя в режиме дня она не прописана мы проводим с детками элементы упражнений с музыкальным сопровождением:
Для развития движений у нас очень много нетрадиционного оборудования, такое как «Паук», «Сенсорные мешочки», «Волшебные прищепки», «Сенсорный цветок», «Гусеница».
Каждый день мы сталкиваемся с большими и маленькими проблемами. Надо умываться, а дети не любят, надо кушать, а они не хотят, надо одеваться, убирать игрушки, а они не желают. Как же с ними справиться? И вот тут на помощь приходят стихи, сказки, песенки, потешки, одним словом – используем малые фольклорные формы.
Здоровьесберегающая деятельность охватывает все сферы деятельности, в том числе и взаимодействие с родителями.
Работа с родителями для нас является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад мы должны строить совместную работу.
Для родителей изготовили папки – передвижки («Растим здорового малыша», «Подвижные игры для детей раннего возраста», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Как одевать ребенка в зимнее время», «Не ленись, на зарядку становись», «Как обучать малыша культурно – гигиеническим навыкам» и т. д.).
Рекомендуем родителям занимательно-игровые формы работы с интересными сказочными сюжетами, привлекающими внимание детей. Это комплексы:
психогимнастик «Веселые пчелки», «Путешествия котят», «Дождевые червячки» и др., цель которых дать возможность ребенку испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога, тренируя их в направлении и задержании внимания на своих ощущениях.
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя – способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду, являясь важным фактором сохранения здоровья и своевременного, гармоничного развития ребенка.
Десять золотых правил здоровьесбережения :
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!