татьяна галичкина
Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом увеличивается число детей с врождённой патологией, которая резко ограничивает их возможности адаптации к современному обществу. Каждый ребёнок-особенный, это бесспорно. Оздоровление детей становится приоритетным направлением в работе многих дошкольных образовательных учреждений. Педагоги и медики ищут новые приёмы укрепления и сохранения здоровья детей, создают более благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья, индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Инклюзивное образование
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Увеличение общей заболеваемости, рост детской инвалидности, неблагоприятная экологическая ситуация, тяжелое положение семей, спад общего уровня культуры побуждают педагогов применять в работе наиболее эффективные формы и методы педагогического воздействия. Для решения данной проблемы существует инклюзивное образование.
Важным условием успешности инклюзивного обучения и воспитания является создание "Вариативной образовательной среды" - широкого спектра форм и технологий, модернизации методов работы специалистов.
Велика роль музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность музыкальных занятий заключается в том, что они позволяют каждому ребенку с ОВЗ, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить музыку,
а также оказывает успокаивающее воздействие на организм, повышает самооценку ребенка.
Специально подобранные игры для музыкальных занятий оказывают положительное влияние на развитие внимания, памяти, стимулируют двигательную, певческую активность, развивают слуховое восприятие и восприятие музыки.
Музыкально- оздоровительная работа в ДОУ помимо образовательных и воспитательных ставит перед собой и оздоровительные задачи :
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка
3. С помощью здоровье сберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям)
Одной из основных задач музыкальной деятельности является оздоровление детей, причем, не, только с точки зрения физиологии, но и с позиций музыкально-эстетической направленности. Ведь здоровье детей напрямую связано с их душевным равновесием, эмоциональным благополучием.
Реализация коррекционных задач в ходе эстетического воспитания основана на использовании комплекса форм и видов музыкальной деятельности. Этот комплекс включает в себя такие виды музыкальной деятельности – как слушание и исполнительство (включающие пение, музыкально–ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах). Далее хотелось бы остановиться на некоторых из них:
Важным направлением в коррекционной работе является пение, которое давно используется как одно из средств реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе обучения пению, с одной стороны, формируется вокальная, исполнительская культура, которая является составной частью музыкальной и художественной культуры, с другой — осуществляется коррекция имеющихся вторичных отклонений в развитии ребенка с проблемами. Пение помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач в работе с дошкольниками с проблемами: формирование основ певческой вокально-хоровой культуры, развитие художественно-эстетического вкуса, приобщение к исполнительской деятельности; развитие вокального слуха, умения различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, умения слушать себя во время пения.
Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т. д.). Расширение кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразного). Развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны ( звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика). Помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых. А пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизацию правильного произношения.
Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. Хоровое пение объединяет дошкольников, сохраняет условия для эмоционального музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям. В условиях совместного пения
хорошо себя чувствуют и неуверенные в себе дети. Они воодушевлены общим примером.
Довольно часто у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений, В преодоление этих нарушений большую помощь оказывает игра на музыкальных инструментах.
И, наконец, одной из важнейших задач музыкального воспитания детей с ОВЗ, является развитие ритмических движений. Движения под музыку используются очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции при различных нарушениях.
Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Движения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма.
В работе с детьми возможно и необходимо использовать современные здоровье сберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребёнка, можно разнообразить с пользой для здоровья.
Различают следующие виды здоровье сберегающих технологий :
Технология сохранения, стимулирования здоровья, куда входят:
-валеологические песенки-распевки;
-дыхательная гимнастика;
-артикуляционная гимнастика;
-речевые игры;
-фонопедические упражнения;
-релаксация;
Технология обучения здоровому образу жизни :
- коммуникативные игры- танцы;
- игровой массаж;
Коррекционная технология
- логоритмика;
-музыкотерапия (активная и пассивная)
На некоторых технологиях мы остановимся подробнее.
Первая из них валеологические упражнения.
Валеологические упражнения- отличное начало любой образовательной деятельности. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира. («Доброе утро»,«Здравствуйте ладошки» и др. в аудиозаписи)
Положительный эмоциональный настрой основа психического здоровья, которая закладывается в детском возрасте. Эти песни- упражнения пронизаны добрым, ласковым отношением к друг другу.
Следующая состовляющая, о которой хотелось бы упомянуть относится к технологии обучения здоровому образу жизни это игровой массаж. Массаж — научно-обоснованный, испытанный многолетней практикой, наиболее адекватный и физиологичный (т. е. близкий организму человека) метод, который позволяет успешно решать проблемы как профилактики, так и лечения различных заболеваний. Это и делает массаж популярным, особенно в детской практике. Организм ребенка находится в состоянии развития, роста, постоянного изменения. Ребенок удивительно пластичен и восприимчив, поэтому так важен серьезный и ответственный подход ко всему, что касается его здоровья. Детский массаж выделяется как особый вид массажа т. к. способствует не только оздоровлению или лечению ребенка, но и более быстрому и гармоничному его психофизическому развитию. Причем действие массажа тем сильнее, чем младше ребенок.
Задачи игрового массажа:
- приобщение дошкольников к здоровому образу жизни;
- знакомство детей с игровым массажем;
- научить детей младшего дошкольного возраста элементам игрового массажа.
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие артикуляции;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие музыкального слуха;
- развитие вокальных навыков.
Предпочтение следует отдавать более мягким и нежным воздействиям. Разнообразные поглаживания, осторожное растирание (лучше — подушечками пальцев, что увеличивает чувствительность рук массирующего, мягкое разминание, легкие ударные приемы — все это позволяет добиваться нужного результата, не причиняя ребенку неприятных ощущений.
Основные приемы игрового массажа:
- поглаживание (поглаживание данной области тела, производимом в определенном направлении поглаживание, граблеобразное, щипцеобразное. С него обычно начинается и заканчивается массаж);
- растирание (смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях);
- разминание (смещение тканей с захватом);
- ударные приемы (легкое постукивание);
- вибрация (передача колебаний руки на массируемые ткани ребенка, бывает прерывистая и непрерывная);
- комбинирование (разминание и потряхивание, сдвигание и надавливание, сжатие и растяжение, растяжение и вибрация, надавливание и вибрация, надавливание и растирание).
Условия правильного проведения массажа:
- воздух в комнате должен быть теплым, но свежим;
- массаж проводится не ранее, чем через 30 минут после еды, неразумно также заниматься с голодным ребенком;
- ни в коем случае не следует давать ребенку еду (сушки, конфеты, фрукты) во время массажа — это просто опасно, ребенок может подавиться;
- если малыш капризничает — значит, на это есть причины, массаж можно на время отложить, даже перенести на следующий день;
- в детском массаже не используются масла, кремы, мази, присыпки, тальк;
- массаж полезен всем, и повредить им практически невозможно.
Действие массажа на весь организм в целом позволяет достигать хороших и устойчивых результатов.
При проведении массажа важно научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.
По мнению специалистов, массаж необходим не только больным детям, но и здоровым. Детский массаж очень полезен для правильного развития малыша, способствует развитию моторики, укреплению мышц, благотворно влияет на нервную и иммунную системы ребенка, делается также с профилактической целью многих детских заболеваний. В детском саду используются различные виды игрового массажа: пальцев рук, головы, лица, ушей, шеи, биологически активных точек, всего тела. Для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет специалисты рекомендуют постоянно проводить процедуры массажа в форме игры, являющейся основной деятельностью ребенка.
Детский игровой массаж совмещает две цели:
Улучшить здоровье ребенка, побудить системы организма к слаженной работе и взаимодействию.
Сохранить его эмоциональное спокойствие, интерес к происходящему. Манипуляции должны приносить маленькому ребенку удовольствие.
Приемы детского игрового массажа
Чем разнообразнее будут варианты процедур, тем интереснее малышам их выполнять. В идеале, игровой массаж для детей должен представлять комплекс различных приемов, сочетающих:
• Музыкотерапию;
• Дыхательную и артикуляционную гимнастику;
• Непосредственно массажные движения;
• Детские песенки, стишки, прибаутки;
• Пальчиковые, речевые игры.
Обучение детскому массажу происходит в игре, во время музыкальных занятиях. После обеденного сна так же уместно будет проводить динамическую гимнастику в комплексе с игровым массажем. Выполнение массажных манипуляций, тонизирует центральную нервную систему. ,. Использование игрового массажа М. Картушиной, А. Уманской воздействует на весь организм, повышая защитные свойства верхних дыхательных путей, нормализует деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз а также нормализует деятельность вегетососудистую систему организма ребёнка.
Пример: игровой массаж «Зайка»
Зайка белый прибежал и по снегу прыгать стал
(шлепки по коленям)
Прыг-скок, прыг-скок, непоседа наш дружок.
Зайка прыгнул на пенёк, в барабан он громко бьёт
(стучат пальчик о пальчик)
Бум-бум-тра-та-та, зимой погода красота!
А в лесу такой мороз, зайка наш совсем замёрз
(хлопают по плечам)
Лапками хлоп-хлоп, ножками топ-топ
Носик-трёт-трёт, ушки-мнёт, мнёт
Прыгай выше зайка- зайка-попрыгайка!
Игровой массаж «Дождь»
Дождь, дождь надо нам расходиться по домам---(пальчики бегают по спине)
Гром, гром как из пушек, нынче праздник у лягушек---(барабанят пальчиками)
Град-град сыплет град, все под крышею сидят—(хлопки ладошками)
Только мой братишка в луже, ловит рыбу нам на ужин—(гладят спину, лицо)
Следующая технология- коррекционная. Важным и эффективным влиянием обладают специальные логоритмические задания, голосовые, речевые и пальчиковые игры, используемые на музыкальных занятиях, в основе которых комплексное сочетание слова, музыки и движения. Учёными доказана прямая и естественная связь между движениями рук (пальцев, кисти) и произношением слов (работа гортани) благодаря тому, что в коре головного мозга речевая зона и двигательная зона кисти расположены рядом. С этой точки зрения логоритмические упражнения следует включить в разные виды музыкальной деятельности. Логоритмические упражнения в свою очередь благотворно сказываются на развитии музыкальных способностей и певческих навыков у детей, поскольку развивают чувство ритма, интонационный слух, координацию между слухом и голосом, а так же внимание, память, мышление, воображение и фантазию, то есть решается целый комплекс задач.
Ещё одна технология на которой я остановлюсь –музыкотерапия.
Музыкотерапия-одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Доказано, что звуки различных музыкальных инструментов по разному влияют на организм человека:
Звучание ударных инструментов- способно дать ощущение уверенности, физически взбодрить.
Духовые инструменты- влияют на формирование эмоциональной сферы.
Клавишные инструменты (фортепиано)-влияют на интеллектуальную сферу.
Струнные- воздействуют на сердце.
Вокальная музыка-влияет на весь организм.
«Музыкотерапия это лекарство, которое, чтобы принимать, необходимо слушать!»
Полезность музыкотерапии особо важна в работе с детьми с ограниченными возможностями.
В связи с этим использование музыкотерапии, в работе с детьми с проблемами, рассматривается как достаточно эффективное средство воздействия на старших дошкольников при коррекции нарушений в развитии личности. Оно предполагает разные виды музыкотерапии : рецептивную, активную, интегративную. Все они направлены на реализацию лечебно-адаптационных, коррекционных функций в работе с детьми с нарушением в развитии.
Рецептивная музыкотерапия
Такая форма направлена на моделирование положительного психоэмоционального состояния, релаксацию, регуляцию вегетативных процессов, она проводится только индивидуально с ребенком. Сеансы рецептивной музык терапии с дошкольниками с проблемами в развитии могут проводиться в различных вариантах, которые условно можно объединить в три модели.
«Музыкальные картинки» — в таком сеансе восприятие музыки (классические инструментальные музыкальные произведения) осуществляется ребенком совместно с психологом, который в процессе слушания помогает дошкольнику мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов, сосредоточиться на «музыкальной картинке» и в течение 10—15 мин побывать в мире музыкальных звуков, мелодий, общение с которыми оказывает благотворное влияние на ребенка. Положительный эффект в таких сеансах также дают музыкальные миниатюры в аудиозаписи из серии «Звуки живой природы», «Морской прибой», «Рассвет в лесу», «Шум дождя», «Звенящий ручей» и др.
. Положительный коррекционный эффект в данном варианте музыкотерапии может быть достигнут, если составлена мини-программа из фрагментов классических музыкальных произведений. Примерами расслабляющего воздействия могут быть такие произведения, как «Баркаролла», «Осенняя песня», «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского, «Лебедь» К. Сен-Санса, Ноктюрн (фа-мажор, ре-бемоль мажор) Ф. Шопена. А снятие подавленного, угнетенного состояния может обеспечиваться такими пьесами, как «Аве Мария» Ф. Шуберта, «К радости» Л. Бетховена, «Мелодия» Глюка. Радостное, бодрое настроение возникает от слушания «Праздничной увертюры» Д. Б. Шостаковича, «Чардаша» В. Монти, «Финала венгерских рапсодий (6, 10, 11, 12)» Ф. Листа и других произведений.
В мини-релаксациях, проводимых в режиме дня, важно дать peбёнку почувствовать свое тело, его собственный тонус, показать возможности им управлять, научить расслабляться при напряжении.
Активная музыкотерапия
К данному варианту музыкотерапии относятся вокалотерапия, инструментальная терапия. Характерной особенностью такого вида музыкотерапии является активное исполнительское участие ребенка в музыкотерапевтическом процессе : в пении или игре на детском музыкальном инструменте. Эффективность данного вида музыкотерапии определяется большими возможностями через музыкально-исполнительскую деятельность корректировать не только отклонения в психоэмоциональном развитии, но и дисгармоническую самооценку, низкую степень самоприятия, проблемы в развитии коммуникативной сферы ребенка с проблемами.
С этой целью могут использоваться очень коротенькие песенки-формулы, которые способствуют гармонизации внутреннего мира ребенка посредством активной вокальной деятельности. Адаптированные песенки-формулы (из методики В. И. Петрушина) — «Формула радости», «Я хороший, ты хороший», «Колыбельная самому себе», основанные на самовнушении положительных установок, результативны в работе с дошкольниками с проблемами. Активная музыкотерапия во всех вариантах помогает формировать у ребенка оптимистическое, жизнеутверждающее мироощущение, с которым он мог бы жить, побеждая и радуясь.
Интегративная музыкотерапия (от слова «интеграция»- сочетание)
В психокоррекционной работе с детьми с нарушениями речи, слуха, зрения, задержкой психического развития, с умственной отсталостью может использоваться интегративная музыкотерапия. Она построена на синтезе музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Работа строится таким образом, что восприятие музыки сопровождается просмотром ярких картин природы (на картине, слайде, видеозаписи). При этом педагог предлагает ребенку как бы «шагнуть» в глубь изображения на солнечную лужайку,или к звенящему ручью мысленно вместе с психологом собрать большой букет полевых цветов, коснуться руками прохладной воды в ручье, в конце концов расслабиться лежа на зеленой мягкой траве.
Музыкальное произведение Николо Паганини «Каприз № 24» в современной обработке, наоборот, повышает тонус организма, настроение. Музыка, отвлекая внимание от неприятных образов, способствует концентрации внимания. Уравновешиванию нервной системы способствуют фонограммы леса, пение птиц, пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, «Лунная соната» Бетховена.
Вывод. Работая ранее несколько лет в детском дошкольном учреждении компенсирующей направленности музыкальным руководителем в группах компенсирующей направленности с нарушением речи и в группе детей с детским церебральным параличом пришла к выводу, здоровье сберегающие технологии, в том числе и музыкотерапия (во всех её видах и проявлениях) как часть музыкального занятия являлся лучшим помощником в музыкально-коррекционной работе с детьми.
Для успешной деятельности необходимо :
• создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка;
• устанавливать контакт не только с ребенком, но и с родителем. Это возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального настроя;
• предоставлять детям относительную свободу в игре, используя метод совместного действия только в том случае, если ребенок нуждается в такой помощи;
• предлагать доступные игры с движениями, которые не требуют особых усилий при выполнении;
• сопровождать игры песнями и музыкой с четким ритмом, короткими фразами, понятным текстом.
. В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей: утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Занятия проходили достаточно динамично и эмоционально. Дети с большим желанием ждали очередной встречи с музыкой. Но надо заметить следующее:
Структура, методы и приемы организации музыкальных занятий, для обычно развивающихся детей не всегда подходят для «особого ребенка». Внимание у таких детей недостаточно устойчиво, поэтому очень важна организация их внимания. Главное на занятиях для меня – заинтересовать ребенка, создать игровую ситуацию, способную удерживать внимание. Дети с ОВЗ часто и легко отвлекаются на занятиях, но проявляя терпение и умелый подход к ним, мы учим их активно играть с яркими атрибутами, с различными предметами, выполнять несложные задания под музыку. А еще ребята любят свободные танцы под музыку. Свободное, естественное движение под музыку снимает эмоциональное напряжение. Поэтому на музыкальных занятиях включаю упражнения с использованием «звучащих жестов». Очень хорошо дети включаются в творческую деятельность с помощью «игр со словом», так как они произносят только отдельные звуки и звукосочетания, короткие слова.
Праздники и развлечения доставляют нашим воспитанникам с ОВЗ огромную радость. Они показывают желание участвовать в каждом номере программы праздника, в танце, в музыкально-дидактической играх.
Мы в группе принимаем «особых» детей как желаемых членов детского коллектива. Это придает им уверенность. Дети с ОВЗ контактны. Но, по опыту работы, можно сделать вывод: фронтальных музыкальных занятий со всей группой, праздников, развлечений для ребенка с ОВЗ не достаточно, с такими детьми нужно больше заниматься индивидуально, настойчиво, доброжелательно и на протяжении всего дошкольного возраста.
Важно поддерживать самостоятельную активность ребёнка, что позволяет достигать высокой эффективности не только в развитии музыкальных способностей, но и улучшать психоэмоциональное состояние детей.
Воспитанники находились в таких группах в основном 2-3 года. К выпуску можно было проследить положительные эффекты музыкотерапии :
-гиперактивные дети становились более спокойнее, а замкнутые –более общительными (социализация в обществе)
- у многих детей развились вокальные и хоровые навыки, проявились музыкальная память и слух;
- развились коммуникативные и творческие возможности детей.
- улучшилась речевая и сенсомоторная функция;
- заметен оздоровительный эффект (физиологический, улучшилась координация движений, ориентация в пространстве, мелкая моторика;
- улучшилось эмоциональное состояние дошкольников, повысилась самооценка, что является немаловажным вкладом в общем психическом становлении личности ребёнка. А это немаловажно, ведь здоровье ребёнка, как говориться во Всемирной организации здравоохранения, -это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Спасибо за внимание!
Список литературы
1. Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Волгоград: Учитель. 2011г.
2. Попова Н. Т. Культурологический подход к инклюзии в практике образования // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования : кол. монография / отв. ред. С. В. Алехина М. : МГППУ; ООО «Буки Веди», 2013. С. 38–51.