Зинурова Елена
Здоровьесберегающие технологии в детском дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии в детском дошкольном учреждении"
Консультация для родителей:
«Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском дошкольном учреждении».Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в детском дошкольном учреждении» размещена в разделах
Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста в РФ показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата — нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус и т. д. По данным прогнозов, 85% этих детей — потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.
Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.
Основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованная педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий. Здоровьесберегающие образовательные технологии– системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики. Цель здоровьесберегающей технологии : обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению. Задачи здоровьесберегающей технологии : 1. Обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе. 2. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки. 3. Осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы. Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 4 группы:
1 группа Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
• динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.)
• подвижные и спортивные игры
• контрастная дорожка
2 группа Технологии обучения здоровому образу жизни.
• утренняя гимнастика
• физкультурные занятия
• спортивные развлечения, праздники
• День здоровья
• СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
3 группа Технологии музыкального воздействия.
• музыкотерапия
• сказкотерапия
• библиотерапия
4 группа Технология коррекции поведения.
Таким образом в нашем детском саду Детский сад «Теремок» в обеих группах оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями так и нестандартным оборудованием для : -ходьбы по коврику из пробок, пуговиц, крупы, мелких камушек где происходит массаж стопы ног. - развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и вертушки. -массажа ладоний рук, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма
- массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики: веревки с узелками, фломастеры, ребристые дорожки. -ежедневной после сна оздоровительной гимнастики босиком под музыку.
Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Поставленные цели и задачи я успешно реализую на практике: - динамические паузы я провожу во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Туда включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.
Подвижные и спортивные игры проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры. Релаксация. Гимнастика пальчиковая проводятся с детьми своей возрастной группы9з-4г) индивидуально либо с подгруппой ежедневно в любое удобное время, а так же во время занятий. Гимнастика для глаз ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей. Гимнастика дыхательная в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики. Гимнастика бодрящая ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дорожкам.
Физкультурные занятия – 3 раза в неделю.
Проводятся в хорошо проветренном помещении 2 раза в неделю, в физкультурно-музыкальном зале. Средняя подгруппа – 20/25 мин., старшая подгруппа – 25/30мин. 1раз на свежем воздухе. Самомассаж. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физминуток, в целях профилактики простудных заболеваний.
Психогимнастика. 1 раз в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.
Технология воздействия через сказки (сказкотерапия) Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все чего не бывает в жизни. На занятиях по сказкотерапии с детьми старшей подгруппы учим составлять словесные образы. Вспоминая старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.
Технологии музыкального воздействия. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводим совместно (воспитатели и музыкальный руководитель). Так же с детьми проводятся разные виды закаливания:
- ходьба босиком по мокрой дорожке проводится после дневного сна.
- обширное умывание.
- ходьба по ребристым дорожкам.
Использование здоровьесберегающих технологий предполагает и работу с родителями. Перед нами стоит задача:
-ознакомить родителей с факторами влияющими на здоровье детей, с условиями созданными для охраны здоровья детей в группе. — консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий.
- родительское собрание;
- папки-передвижки;
- семинары-практикумы;
-анкетирование;
- совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?», дни открытых дверей;
-обучение родителей приемам и методам оздоровления детей (тренинги, практикумы);
- выпуск газеты;
Педагогическими условиями здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня.
Родители являются примером подражания для своих детей и авторитетом. Поэтому очень важно чтобы родители прислушивались к советам, рекомендациям воспитателей по организации режима дня, досуга дома.
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитании и развитии детей дает положительный результат. Дети быстрее адаптируются в предметно пространственной среде, к сверстникам и взрослым:у них повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и двигательная активность. Так же хочется отметить улучшение показателей социального здоровья.
ЛИТЕРАТУРА:
• Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.
• Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С. 61-65.
Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений способствующих полноценному развитию здорового ребёнка и позитивной самореализации взрослых.
Задачи:
1. Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и о возможности их применения.
2. Показать значимость развития мелкой моторики детей.
3. Научить элементам пальчиковой гимнастики для развития речи, внимания, памяти, воображения.
4. Показать способ профилактического самомассажа ушей
5. Продемонстрировать несколько комплексов профилактической гимнастики для глаз.
6. Продолжать устанавливать доверительные отношения с родителями.
Ход консультации.
Здравствуйте уважаемые родители и коллеги. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Следующий год объявлен президентом России - «Годом здоровья и спорта». Вырастить здорового ребёнка – это самая главная задача для родителей и сотрудников детского сада. Для эффективного решения данной задачи в детских садах используются здоровьесберегающие технологии.
Что же это такое? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в образовательном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья. Такие, как физкультурные занятия, динамические паузы, разные виды закаливания, дыхательная гимнастика, психологические тренинги, массаж и самомассаж, логоритмика, логопедиче6ские занятия и многие другие.
Один из видов здоровьесберегающих технологий – пальчиковая гимнастика.
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» Кант.
На ладони много биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец - сердце, безымянный палец - печень, средний палец - кишечник, указательный палец - желудок, большой палец - голова. Поглаживание по ладони нормализует работу всего желудочно-кишечного тракта.
Беседа с родителями.
1. Играли ли ваши родители с вашими пальчиками? Как?
2. Как вы играете сами с пальчиками вашего ребёнка?
Пальчиковая гимнастика:
• Способствует овладению навыками мелкой моторики;
• Помогает развивать речь и умственные способности ребёнка;
• Повышает работоспособность коры головного мозга;
• Развивает у ребё нка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
• Помогает снимать тревожность.
Сейчас, я хотела бы показать Вам несколько вариантов пальчиковой гимнастики. Первый раз я покажу, а второй раз - попробуйте повторить за мной.
Варианты пальчиковой гимнастики.
Снежинки.
Стою и снежинки в ладошку ловлю. - Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки. Я зиму, и снег, и снежинки люблю. - Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.
Но где же снежинки?
В ладошке вода! - На первый вопрос сжать кулачки, на второй – разжать.
Куда же исчезли снежинки? Куда? - На первый вопрос сжать кулачки, на второй – разжать
Растаяли хрупкие льдинки – лучи…
Как видно ладошки мои горячи. - Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.
Прижать ладони к щекам.
Ёлочка.
Перед нами ё лочка: - Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – «верхушка» ёлочки.
Шишечки, иголочки, - Сжатые кулачки, потом растопыренные пальчики.
Шарики, фонарики, - «Шарики» из пальцев вверх, «фонарики» - вниз.
Зайчики и свечки, - «Ушки» из указательных и средних пальцев, потом сложенные вместе ладони.
Звёзды, человечки. - Ладони сложены, пальцы растопырены, потом указательные и средние пальцы стоят на столе.
Подарки
Дед Мороз принё с подарки: Дети «шагают» пальчиками правой руки по ладони левой.
Буквари, альбомы, марки,
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка. - На каждое название подарка дети загибают по одному пальцу: сначала на правой, потом на левой руке
Кроме пальчиковой гимнастики в нашем детском саду, для развития мелкой моторики рук, применяется игра детей с сухим бассейном. Что он собой представляет? Это любая ёмкость с высокими краями, заполненная песком, или крупой (гречкой, пшенкой, фасолью). В такой бассейн мы помещаем любые дидактические игрушки, в зависимости от цели занятий.
Сейчас в них находятся игрушки, персонажи сказок. Найдите их. Расскажите о своих ощущениях.
Используя такие игрушки, Вы можете применить ещё одну технологию – сказкотерапию. Попробуйте придумать маленькую историю, сказку с теми персонажами, которых вы нашли.
Я вижу вы немного устали. Выходите ко мне, становитесь полукругом. Для снятия статического напряжения в детском саду, а вы можете это делать и дома, применяются динамические паузы. Это ещё одна технология. Динамические паузы могут сопровождаться стихами или строится на словесных указаниях, могут включать в себя элементы гимнастики.
Это я
Это глазки. Вот. Вот. Дети показывают сначала на левый, потом на правый глаз.
Это ушки. Вот. Вот. Берутся сначала за левое ухо, потом - за правое.
Это нос. Это рот. Левой рукой показывают на нос, правой – на рот.
Там спинка. Тут живот. Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот.
Это ручки. Хлоп. Хлоп. Протягивают вперед обе руки, два раза хлопают.
Это ножки. Топ. Топ Кладут ладони на бёдра, два раза топают ногами.
Ой, устали. Вытрем лоб. Правой ладонью проводят по лбу.
Массаж ушей.
По количеству биологически активных точек с руками могут поспорить только уши.
Ещё в древнем Египте, Персии массаж ушей считался лучшим способом оздоровления организма. Этот вид оздоровления основан на стимуляции биологически активных точек расположенных в ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Общая схема расположения точек на ушной раковине напоминает ребёнка, свернувшегося в эмбриональной позе. Можно представить себе, что голова его лежит на мочке уха, руки сложены вдоль тела и оказываются вместе с ногами в верхней части ушной раковины.
Массаж этих точек полезен в частности для быстрой мобилизации сил организма, улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простуды.
Массировать необходимо оба уха, движения по часовой стрелке пробуждает и активизирует, в противоположном направлении – успокаивает и умиротворяет.
Профилактический гармонизирующий массаж – растирание ушной раковины по все площади.
Если Вас одолевает усталость, вы чувствуете себя вялыми и сонными, массаж нужно начать с мочек и козелка.
Если к вечеру у вас болят, отекают ноги и руки, то во время массажа воздействуйте на области верхнего края ушей, так вы поможете ногам выдержать нагрузки рабочего дня.
Надавливание на центр мочки снимает усталость с глаз.
При проблемах с внутренними органами помассируйте среднем и указательным пальцем центральную углублённую часть ушных раковин.
Детям мы можем предложить этот массаж в виде игры.
Следует помнить, что массаж ушей никогда не нанесёт вреда, но всегда приведёт к улучшению физического и эмоционального состояния.
Поиграем с ушками.
«Найди и покажи»
«Покрутить козелком»
Ввести большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижать козелок - выступ ушной раковины спереди. Захватив, таким образом козелок, чуть надавливая, поворачивать во все стороны 20-30 секунд.
«Погреем ушки»
Приложить ладони к ушам и тщательно тереть ими всю ушную раковину.
«Похлопаем ушками»
Заводим ладони за уши, и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускаем их. При этом вы должны почувствовать хлопок.
«Потянем ушки»
Захватить кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей с силой тянем их вниз, а затем отпускаем.
«Расслабиться и послушать тишину»
Количество повторений зависит от возраста детей: в старшем возрасте -7-8 в младшем дошкольном возрасте 4-5раз. Чтобы детям было проще и интереснее можно сопровождать упражнения стихами.
Подойди ко мне дружок,
Становись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушки, кажется замёрзли
Отогреть мы их поможем.
Ловко с ними мы играем
Вот как хлопаем ушами
А сейчас все тянем вниз
Раз- два, раз- два,
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила тишина.
На сегодня всё. Всем большое спасибо за участие. Чтобы вам было легче применять полученные знания, я приготовила для вас памятки. Есть ли вопросы по тем здоровьесберегающим технологиям, с которыми вы сегодня познакомились? Если вас заинтересовала эта тема, то мы можем продолжить её обсуждение на консультации для родителей и на ближайшем педагогическом совете.
Консультация для родителей «Гимнастика для глаз – детям»
По статистике у каждого третьего взрослого и у каждого четвертого маленького жителя планеты существуют проблемы со зрением. Это и немудрено, ведь 90% всей информации об окружающем мире человек получает именно с помощью зрения.
Сложно представить, какая это колоссальная нагрузка, и особенно для детей, ведь отдыхают глазки только тогда, когда ребёнок спит. Поэтому так важно беречь зрение смолоду. Чтобы сохранить «зоркость», стоит уделять своим глазам особое внимание с раннего детства. Один из наиболее удобных и проверенных способов - детская гимнастика для глаз. Медики разработали тысячи комплексов, которые помогут укрепить и сохранить зрение малыша. Все они направлены на снятие напряжения с детских глазок, что особенно важно в современное время, когда ребенок с малых лет сидит за компьютером.
Большинство гимнастик для глаз детей предусматривают движение глазного яблока во всех направлениях. Пусть малыш двигает глазками «верх-вниз, влево-вправо. Попросите ребенка зажмуриться, снять напряжение, считая до десяти. Если умеет - пусть считает сам. Если нет - помогите ему.
Чтобы снять напряжение в глазках, малыш должен один раз в 1-2 часа переключать зрение. Для этого попросите его смотреть вдаль в течение 5-10 минут. Немаловажно, чтобы он периодически еще и закрывал глазки для отдыха на 1-2 минуты.
Предложите ребёнку представить себя Буратино. Ребенок должен закрыть глаза и посмотреть таким образом на кончик своего носика, а взрослый в это время пусть посчитает до 8. Малышу нужно представить, что его носик растет, а он следит этим занимательным процессом с закрытыми глазками. Потом нос также должен уменьшаться - считайте в этот раз оборот: от 8 до 1.
Попросите малыша не поворачивать головы, но при этом пусть он смотрит сначала медленно вправо, потом - прямо, потом медленно повернет глаза влево и снова прямо. Следует проделать то же самое, только вверх и вниз. Два раза повторить. Еще одно хорошее упражнение - закрыть веки, помассировать их круговыми движениями пальцев. Верхнее веко от носа к наружному краю глаз, а нижнее веко от наружного края к носу, потом - наоборот. Такое упражнение для глаз детей ослабляет мышцы и улучшает кровообращение
Чтобы малыш тренировал зрение, ему полезно играть с яркими, подвижными игрушками. Пусть они прыгают, катаются, кувыркаются и вертятся.
И помните — зрение нарушается медленно. И также медленно оно восстанавливается. Это, конечно, если естественным путем. Есть еще, безусловно, хирургическая, лазерная и контактная коррекция. Но ведь никто из нас не хочет исправлять малышу зрение именно таким путем.
Вот почему гимнастика, которую ребёнок будет регулярно выполнять, натренирует его зрение, сохранит и улучшит его, обезопасит от близорукости и других заболеваний глаз.