Колина Галина Александровна
Зависимость качества обучения от психологических особенностей обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
Зависимость качества обучения от психологических особенностей обучающихся.
Знание психологических аспектов становления, развития личности ребенка и умение их оценивать напрямую влияет на качество образования, не просто вооружает педагога необходимыми знаниями, а позволяет принимать правильные решения.
Публикация «Зависимость качества обучения от психологических особенностей обучающихся» размещена в разделах
Одним из психологических факторов, влияющих на успешность школьного обучения и в значительной степени предопределяющих трудности школьника в учении, является уровень умственного развития детей.
Успешность учебной деятельности отражается на всех сторонах личности - эмоциональной, мотивационной, волевой, характерологической.
Трудности формирования каких-либо психических действий в процессе обучения могут быть связаны как с индивидуальными особенностями онтогенеза ребёнка (социальной средой, с морфогенезом (в неравномерном созревании мозговых зон, так и с функциогенезом мозга (формированием функциональных систем, обеспечивающих психические функции).
Эффективным может быть то обучение, которое учитывает психологические особенности ребёнка.
Естественно, мы не забываем, что живет и обучается в школе не интеллект, а целостная личность.
Эффективная помощь ученику возможна лишь тогда, когда имеется информация
• о его работоспособности,
• эмоционально-волевых,
• коммуникативных качествах,
• мотивационных установках.
Успешность в обучении - это соотношение результатов учебной деятельности и уровня интеллекта ученика.
Основная нагрузка в процессе учебы приходится на интеллектуальную сферу.
Интеллект - это сложившаяся прижизненно система умственных операций, которая «вписана» в личность и соответствует ее особенностям.
Изучение интеллектуальных и личностных особенностей, влияющих на обучение, является неотъемлемой частью анализа качества знаний учащихся.
Остановимся на внимании, памяти и мышлении, которые, несомненно, играют ведущую роль в учебном процессе
Внимание, как и любая другая функция, изменяется в течение всей жизни человека
У младших школьников непроизвольное внимание развито лучше, чем произвольное.
У подростков развитое произвольное внимание позволяет сосредотачиваться длительное время на учебном материале. Различные свойства внимания детей проявляются неравномерно. Наибольшим возрастным изменениям подвергаются объем, переключение и избирательность внимания.
Для поддержания внимания на занятиях, целесообразно применять так называемые педагогические разрядки, снимающие торможение отдельных участков головного мозга.
Память – психический процесс удержания в сознании и переработка прошлого опыта.
Различаются произвольная и непроизвольная, кратковременная и долговременная, механическая и смысловая память.
В развитии вербальной кратковременной памяти на слух выявлено, что наиболее высокие показатели развития приходятся на возраст до 18лет.
Образная память подвергается наименьшим изменениям с возрастом.
Вербальное запечатление долговременной памяти отличается большим постоянством в возрасте до 18 лет.
Данные психологии таковы :
смешанный тип памяти с участием зрительных представлений наиболее распространен, при этом зрительная память приводит к более высоким результатам запоминания, чем слуховая;
мотивы запоминания, в том числе определенные установки на произвольное запоминание, оказывают большое влияние на сохранение материала в памяти.
В современной психологии выделяется обычно три основных вида мышления: наглядно-действенное (или практическое, образное (или наглядное) и вербальнологическое (или вербальное, логическое и пр., причем признается определенная последовательность в онтогенетической эволюции этих видов.
Наблюдается неравномерность в развитии как отдельных видов мышления, так и мышления в целом.
Данные, полученные в результате ряда экспериментов, проведенных психологами, позволили выделить важные закономерности:
у подростков особую роль приобретает практическое мышление, развитие которого связано с учебной и практической деятельностью.
Необходимо усиливать когнитивный момент в процессе обучения.
Учет особенностей мышления, внимания и памяти несомненно способствует повышению уровня обученности и обучаемости учащихся.
Учет индивидуальных особенностей обучающегося необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе, в отношении особенностей темперамента.
Темперамент — это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волевую стороны ее поведения и деятельности.
Большинство ученых едины во мнении, что темперамент — это врожденная характеристика, а значит, его изменить нельзя, и поэтому тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательной работе с ним.
Конечно, учебно-воспитательный процесс в школе построен таким образом, что у учителя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди учащихся представителей четырех типов темперамента и учитывать это при распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, а также при выставлении оценок он может.
Очевидно, что обучать детей без учета особенностей темперамента — значит не осуществлять индивидуальный подход при обучении.
Дети, имеющие сангвинический и холерический темперамент, чаще относятся к экстравертам, а дети, имеющие флегматический и меланхолический темперамент, — к интровертам. Известно, что одни и те же методы обучения могут оказаться пригодными для интровертов, но совершенно не подходят для экстровертов.
Учитель должен учитывать модели поведения экстравертов и интровертов, эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых (тревожных) детей.
В комплексе факторов и условий, влияющих на эффективность обучения, особое место занимает мотивация – фактор, придающий учебной деятельности направленность, избирательность, осмысленность, динамичность и обусловливающий ее успешность
Учебная мотивация, как и любой другой её вид, системна.
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:
Во-первых, - субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т. д.);
Во-вторых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу;
в-третьих, - спецификой учебного предмета
Поэтому задача педагога - сформировать у детей мотив достижения, создать ситуацию успеха, которая связана с мотивационной сферой и определяется психологическими аспектами индивидуальности ребёнка.
До сих пор одним из самых “больных” мест всех образовательных учреждений остаётся слабая успеваемость обучающихся.
В психологии, говоря о неуспеваемости, имеют в виду её психологические причины, которыми являются, как правило, свойства самого ребёнка, его способности, мотивы, интересы и т. д.
Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера :
• семейно-бытовые условия,
• педагогическая запущенность,
• уровень образования родителей,
так и психологического характера :
• неразвитость познавательной, потребностно-мотивационной сфер,
• индивидуально-типологические особенности учащихся,
• несформированность операций мышления.
Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности.
Психологи делят учащихся на следующие группы:
• Неуспевающие - которые не могут следить за ходом объяснения педагога, имеют большие трудности при понимании информации в учебнике.
• Неуспевающие -которые частично справляются с анализом-синтезом, например, только тогда, когда речь идет о конкретных предметах и явлениях.
Общим для обеих групп является
нежелание напрягать свои умственные силы,
негативное отношение к более сложным формам и методам умственной деятельности.
У ребенка возникают барьеры к осуществлению того вида деятельности, который не приносит ему эмоционального удовлетворения: он как бы перестает слышать и понимать предъявляемое ему требование.
На самом деле он все прекрасно слышит, но не воспринимает смысла адресованных ему слов.
Мозг ребенка, защищаясь от переполнения его информацией, не фиксирует новые впечатления и новые знания в виде прочного следа памяти. Здесь нужно говорить о восприятии.
Хотелось бы сказать о Барьерах восприятия.
1. Барьер учебной установки, при которой ученик включается в познавательную деятельность без эмоционального переживания материала, ради оценки. Такое формальное усвоение информации, лишенное личностного смысла, приводит к быстрому забыванию материала.
2. Барьер авторитарности, при котором учитель эмоционально сковывает ученика безапелляционной подачей материала. В ситуации «интеллектуальной интервенции» чувства ученика подавлены, он интеллектуально пассивен. Упорная зубрежка и учеба, стимулированная страхом получить неудовлетворительную оценку, не дают глубоких знаний.
3. Барьер дидактогенного воздействия возникает у учащихся при контактах с учителем, склонным к конфликтному стилю общения, насмешкам, нотациям, замечаниям, не умеющим управлять своим состоянием, скрывать раздражение. У учащихся возникает состояние повышенной школьной тревожности, которое может перейти в так называемые школьные неврозы. Очевидно, что такое эмоциональное угнетение практически блокирует познавательные процессы.
4. Барьер эмоциональной невосприимчивости встречается у некоторых школьников с низкой культурой, не обладающих богатством переживаний, с примитивным восприятием мира, неразвитым воображением. Таким учащимся трудно «схватить» учебный материал во всей сложности его смысловых оттенков.
5. Барьер эмоциональной памяти заключается в наслаивании предшествующих эмоциональных состояний на текущий эмоциональный настрой учащихся на уроке. Если ученики находились в состоянии эмоционального напряжения на одном уроке, то в начале следующего они испытывают эмоциональное возбуждение, которое активизирует защитные функции организма. Потом происходит временное снижение устойчивости некоторых психических процессов и параметров памяти, внимания, координации движений, умственной работоспособности. В конце концов наступает утомление — защитная реакция организма, когда превышены его возможности.
6. Барьер перегрузки учащихся хорошо знаком каждому учителю. Большое количество уроков, трудных предметов, монотонность интеллектуального труда, дефицит движения и отсутствие разрядки — все это приводит к переутомлению детей.
Плохое психофизическое состояние вызывает быстрое психическое истощение, что, в свою очередь, ведет к рассеянности, апатии, равнодушию учащихся на уроке.
Снижение мотивации может наступить у школьников как с низким так и с высоким уровнем интереса.
В ходе диагностики и исследований УУД у обучающихся 6-х классов, в октябре 2021г, было выявлено, что у 40% учащихся прослеживается мотивация долга и ответственности при выполнении домашнего задания, успеваемость у таких детей хорошая. 10% школьников мотивацией к учению считают престиж, остальной процент учеников своей мотивацией считают избегание неприятностей. У этих детей страдает успеваемость.
При определении показателей общих способностей результаты показали :
у 28% учащихся наблюдается низкий уровень способности обобщать и анализировать материал,
у 32% школьников высокий уровень отвлекаемости, что мешает сосредоточиться на понимании материала,
40 % учащихся имеют средний уровень способности распределять и концентрировать внимание.
При рассмотрении уровня тревожности, как причины неуспеваемости, получили следующие результаты:
18% учащихся страдают высоким уровнем тревожности, что мешает им сосредоточиться на обучении.
У 50% учащихся наблюдается средний уровень тревожности, что дает им возможность быть достаточно успешными в учебе.
32% школьников имеют низкий уровень тревожности, что способствует проявлению у них определенного безразличия к успехам в обучении.
Таким образом, необходимо отметить, что предупреждение неуспеваемости ребенка возможно при своевременном выявлении и устранении причин, которые могут привести к невозможности реализовать потенциал школьника в учебной деятельности.
Недостаточный уровень сформированности эмоционального развития влечет за собой трудности в обучении, приводит к неадекватным реакциям ребенка в ситуации школьных требований и может повлечь за собой вероятность возникновения школьной дезадаптации.
Школьная дезадаптация – это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей,т. е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром.
Обычно рассматриваются 4 основных типа проявлений школьной дезадаптации: -
• первое – это нарушение соматического здоровья ребенка: ребенок чаще болеет, причем простудными заболеваниями;
• второе – неуспешность в обучении, выражающаяся в хронической неуспеваемости;
• третье – постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, к обучению в целом, педагогам, а также к перспективам, связанным с учебой;
• и последнее – систематически повторяющиеся нарушения поведения.
Именно поэтому нужна наша с вами поддержка ученика. Оказание своевременной помощи ребенку на этапе школьной дезадаптации чрезвычайно важно, чтобы в дальнейшем затруднение не перешло в стабильную ситуацию, именуемую школьным неврозом.
Невроз. Что это такое?
Невроз – это нервно-психическое расстройство, которое вызвано психотравмирующими обстоятельствами, связанными с нарушением особо значимых жизненных отношений человека. Основным признаком невроза является наличие неосознаваемого внутриличностного конфликта.
Школьным неврозам способствует та самая пресловутая школьная дезадаптация. Наша школа не исключение.
По каким же признакам мы с вами можем судить о наличии у ребенка невротического расстройства
1. Ребенок не хочет идти в школу, не хочет дружить с одноклассниками.
2. Стал непривычно молчалив, задумчив либо слишком разговорчив.
3. Быстро утомляется, или наоборот, стал раздражителен, немотивированно груб по отношению к окружению.
4. Не собран, забывчив, постоянно теряет в школе принадлежности, забывает их дома.
5. Часто жалуется на головные боли или боли в животе, появились тики, сильное моргание.
6. Ребенок пассивен и неуверен в себе, часто плачет по любому поводу либо гиперактивен, неусидчив, «возится», часто меняет позу.
7. При устном ответе в школе у него срывается голос – становится хриплым, визгливым, «пропадает», появилось запинание, заикание.
8. Боится отвечать у доски, дома прячет тетради или дневник от родителей, не хочет садиться за уроки.
9. У него дрожат руки, потные ладони, движения скованные, вздрагивает от громких звуков.
10. Грызет ногти, губы, кусает ручки, карандаши, появилась привычка наматывать волосы на палец.
Знание основ психологии могут уберечь нас от профессиональных ошибок и помочь нашим детям получать удовольствие от занятий.
Психологами доказано : улучшение эмоционального состояния ребенка даже в одной из сфер ведет к кумулятивному эффекту – улучшению соматического и психологического здоровья, иногда и к улучшению успеваемости.
Понятно, что мы не можем исключить все факторы негативного влияния на психику детей и подростков вне школы (семью, окружение, но совершенно точно мы можем влиять на тот фактор, который располагается в нашей зоне ответственности. Ребенок, подросток должен ощущать себя в школе любимым, чувствовать интерес и внимание к себе учителя.
В учебной деятельности успешным будет тот школьник, который сумел преодолеть свой страх, затруднения, растерянность, неорганизованность. И наоборот, несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих- тот же отличник, не может быть отнесён к успешным, поскольку учёба не приносит ему радости, удовлетворения.
Следовательно, успешность обучения следует рассматривать как качественную оценку результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого учащегося.
Нет никакого сомнения в том, что существует связь между образовательным уровнем преподавателя и достигнутыми результатами его учеников.
На сегодняшний день существует насущная потребность в оказании помощи учителям, которые работают со слабоуспевающими учениками. Но помощь будет эффективной только при условии знания психологических факторов неуспеваемости.
Необходимо отметить, что в современной психологической науке в рамках системно-структурного подхода недостаточно изучена структура индивидуально-психологических особенностей старшеклассников с разной успеваемостью, что затрудняет обучающую деятельность учителей и коррекционно-развивающую деятельность психологов в образовательных учреждениях.
Хотелось бы напомнить знакомую притчу про карандаш.
Однажды мастер, который делает карандаши, отложил один карандаш в сторону и сказал ему: «Перед тем, как я отправлю тебя в твое путешествие, есть 5 вещей, которые ты должен знать. Всегда помни их и никогда не забывай, и ты станешь самым лучшим карандашом на свете.
Во-первых, у тебя будет возможность сделать много добрых дел, но только если ты позволишь взять себя другому человеку в руки – доверяйте друг другу.
Во-вторых, ты время от времени будешь испытывать жуткие муки, когда тебя будут точить, но они необходимы, чтобы ты мог стать лучшим карандашом.
В-третьих, ты сможешь исправить любую ошибку, которую совершишь – то, что написано карандашом, можно стереть.
Четвертое: самое важное в тебе — это то, что находится внутри тебя.
И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты везде должен оставить свой след. Абсолютно в любых условиях ты должен продолжать писать».
Задач много, и мы обязательно их решим, но позвольте дать совет от психологов : никогда не позволяйте себе приходить в уныние. Вы можете изменить все.
А вы знаете, чем закончилась притча? Карандаш все понял и пообещал помнить эти мудрые слова всю свою жизнь.
Уважаемые педагоги:
1. Учитывайте в разработке рабочих программ индивидуальные, возрастные и психологические особенности обучающихся.
2. Обращайтесь за подробными рекомендациями к педагогам-психологам.
3. Используйте психолого-педагогические приемы по улучшению эмоционального климата и психологического здоровья детей.
Спасибо за ваше внимание!
.
.