Елена Каленова
Занятие с детьми дошкольного возраста 6–7 лет на базе музея семейных историй ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Занятие с детьми дошкольного возраста 6-7 лет на базе Музея семейных историй МДОУ Детский сад №222» г. Ярославль
«С той далекой войны»
Авторы -разработчики:
Каленова Елена Викторовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 222»
Кошлева Наталья Викторовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 222»
Цель: способствовать развитию познавательного интереса и активности детей в вопросах ознакомления с военной историей страны и жизнью солдат на фронте.
Задачи:
Публикация «Занятие с детьми дошкольного возраста 6–7 лет на базе музея семейных историй ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Темочки
- дать детям представление о жизни солдат на фронте, трудностях фронтовой жизни, познакомить с особенностями землянки, как временного жилища солдата; - формировать представления детей о нравственных качествах настоящих солдатах, их чести, воинском долге;
- формировать чувство эмпатии у детей по отношению к солдату, покидающего родной дом;
- содействовать развитию слухового и зрительного восприятия через музейную экспозицию и рассказ экскурсовода;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, выражать свои эмоции и чувства;
- способствовать формированию и проявлению гордости за своих предков, прошедших войну, сохранению семейной памяти и передаче ее подрастающему поколению.
Методические приемы: рассматривание, обследование, беседа, рассказ экскурсовода, поисковые вопросы, сравнение, конструирование из бумаги.
Оборудование и материал: импровизированная землянка, предметы музея : шинель, полевой телефон, фляжки, котелки, гильзы, противогазы, вещмешок, солдатская лопатка, солдатское письмо, листы бумаги с отпечатанным поздравлением с Днем Победы по количеству детей для изготовление писем, музыкальное сопровождение, портативная колонка.
Предварительная работа: В группах чтение рассказа А. Митяеева «Землянка» и другой художественной литературы о войне, беседы о суровых годах войны, привлечение родителей к организации выставки «День Победы помнят деды… Знает каждый из внучат» (подбор экспонатов, подготовка экскурсоводов-детей, экскурсии по разделам выставки с участием экскурсоводов-детей.
Ход занятия:
- Ребята вы снова в нашем музее семейных историй. Мы уже говорили о том, как и когда началась война, о военном прошлом нашего города Ярославля, о детях-героях войны, узнали много интересного о ваших родственниках - участниках боевых действий, тружениках тыла.
А сегодня я предлагаю вам узнать про жизнь солдата, его интересы, подвиги через его личные вещи.
- Как вы думаете, какие вещи могли быть у солдата? Что он мог взять с собой на фронт из дома?
Игра «Собери солдата в дорогу»
Дети поочерёдно выходят к столу, где собраны разные предметы (среди них котелок, фляжка, фонарик, карандаш, ложка, кружка, мыло, бинт, портянки, фотография, детская игрушка, ключ и др.) берут, рассматривают, обследуют и рассказывают, для чего нужен тот или иной предмет солдату. Дети рассуждают, высказывают свои предположения. Например, у солдата маленькая игрушка, чтобы она напоминала о сыне или дочке. Педагог проговаривает правильные названия новых предметов, например, «портянки», «фляжка», «котелок» и показывает, как этими предметами пользоваться. Все эти вещи и многие другие простые предметы в годы Великой Отечественной имели для фронтовиков совершенно особую ценность.
Звучит фонограмма песни «Священная война»
Под эту песню уходили на фронт наши солдаты защищать свою Родину, родных, детей.
Вся наша страна, от мала до велика, поднялась на борьбу с захватчиками. Шли тяжелые военные будни. Во время продолжительных боёв и походов, особенно зимой, на фронте не обойтись было без укрытия, временного жилья, которое можно построить быстро. Экскурсовод проводит детей к импровизированной землянке.
- Как вы думаете, что перед нами? (землянка)
- Почему вы так думаете? Как вы догадались? (Ответы детей)
- Где вы слышали о землянке или видели? (читали рассказ А. Митяева «Землянка»)
- Для чего строилась землянка? (укрыться от пуль, снарядов, непогоды и холода)
Большинство солдат располагалось в окопах, траншеях или просто в ближайшем лесу. И вот тогда солдат укрывала землянка. Солдаты приспосабливались к тяжелым жилищным условиям.
- Из чего её строят? (брёвен, земли)
- С помощью каких инструментов строили землянку? (лома, лопаты, кирки, топора)
- Как вы думаете, трудно строить землянку? (вспоминают из рассказа А. Митяева «Землянка»).
- Какие качества проявляют бойцы при постройке землянки? (стойкость, силу, находчивость, ловкость, трудолюбие, терпение)
- Рассмотрим, что есть в землянке? Дети рассматривают вещи, предметы в землянке: шинель, бинокль, карта, полевой телефон, планшет, гильзы, пилотка… Идет обсуждение, для чего необходим тот или иной предмет. Повторяют названия новых предметов, которые использовались в первой игре. Педагог дает уточняющие пояснения к некоторым предметам.
Например:
- противогаз. Если солдат находился на задымленной местности, он надевал противогаз чтобы не отравиться ядовитыми газами. Потому, что он очищает воздух, которым дышит человек.
- плакат «Родина - мать зовет!» Дети предполагаю кто изображен на плакате, почему женщина? На этом плакате художник изобразил образ матери, призывающей на помощь своих сыновей, приподнятая и слегка отведенная назад левая рука Родины-матери зовет всех на защиту страны. На заднем плане множество штыков говорят о том, уже тысячи солдат встали на защиту своей Родины.
Среди присутствующих детей на занятии предложить детям, которые предоставили на выставку экспонат семьи, рассказать откуда и чей этот предмет, почему он хранится в семье.
Тяжело приходилось солдатам на фронте, они были лишены всяких удобств и приходилось проявлять невероятное терпение и стойкость.
Звучит фонограмма песни «В землянке»
В минуту редкую затишья,
Когда стихал вокруг огонь,
Звала к себе бойцов-мальчишек
Своей мелодией гармонь.
Гитара потихонечку играла,
Перебивая струнный строй
И песня заунывная звучала,
Пора в Россию, пора домой
-Как вы думаете, чем занимались солдаты, командиры в землянке в свободное время от боя?
Отдыхали, думали о победе, мире, своих родных, пили чай, зимой грелись, оказывали помощь раненым, пели песни, читали стихи, … очень часто писали своим близким письма …
- В военные годы на фронте не хватало конвертов и поэтому солдаты, написав письмо, складывали его в «треугольник». Хотите попробовать сами такое письмо сделать?
Практическая часть занятия :
Для работы нам нужен обычный тетрадный листок, на одной стороне которого отпечатано поздравление с праздником
Загибаем угол к краю листка, заглаживаем сгиб. (Содержание поздравления должно оказаться внутри)
Загибаем второй уголок.
Внизу остался прямоугольник, сложим его и снова разогнем, проработав линию сгиба.
Загибаем два нижних уголка.
Теперь эти уголки нам нужно вставить внутрь. Такое письмо не разгибается и дойдет до адресата целым и невредимым, адрес мы напишем в детском саду.
Предложить детям самим написать на «треугольнике» адресата, кого они поздравляют (маму и папу, дедушку, бабушку)
- Молодцы! Все у вас получилось. Сегодня вы были активны, внимательны. С какими новыми музейными предметами вы познакомились? для чего они нужны? Они помогли нам больше узнать о том суровом времени, о воинах, защитивших нашу Родину в годы ВОВ.
Педагог предлагает детям сфотографироваться в музее.