Людмила Богдашина
Опыт работы «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
Тема опыта : " «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
Слайд №1 Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления оказывает своё влияние и непрерывно воздействует на развитие ребёнка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаём предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.
Публикация «Опыт работы „Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников“» размещена в разделах
Слайд №2 Работая с детьми, я обратили внимание на то, что они имеют поверхностные представления о неживой природе. Обследуя эти навыки с помощью разработанных методик диагностики знаний и умений детей, получила следующие результаты: низкий уровень-45%, средний - 45%, высокий - 10%.
Слайд№3 Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Как правило, ведущая роль принадлежит взрослому, ребенок - ведомый, он исполняет какие-то замыслы педагога, его указания. Еще В. А. Сухомлинский утверждал, что "ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира". А исследователь - это человек, которого влечет неизвестное, который находится в постоянном поиске вопросов и ответов на них.
Слайд №4 Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, который включает в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов. Поэтому необходимо создать условия для реализации познавательно-исследовательской активности.
Слайд № 5 Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. И наша основная задача поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Участники проекта:
Слайд №6 Непосредственные участники проекта – это дети, которые активно участвовали экспериментирование. Деятельность экспериментирования способствовала формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создавались ситуации, которые ребенок разрешал посредством проведения опыта и, анализируя, делал вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Профессиональная деятельность может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Поэтому следующими участниками проекта – родители. Был оформлен информационно-просветительский материала в виде, папок-передвижек; разработаны рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях; были привлечены родители к участию в мероприятиях в рамках проекта.
Слайд № 7 Проект формировался в три этапа:
Подготовительный: изучение литературы методической литературы по теме. Составление плана поэтапной экспериментальной деятельности в рамках проекта. Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности. Опрос детей по выявлению уровня знаний о свойствах: воздуха, воды, песка, глины. проведение диагностического обследование. Профессиональная деятельность может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Поэтому следующими участниками проекта – родители.
Слайд № 8 Основной этап проводился по блокам: Блок «Игры и эксперименты с водой»; Блок «Игры и эксперименты с воздухом»; Блок «Игры и эксперименты с почвой».
Заключительный: этап определения эффективности проведенной работы, подготовка к презентации проекта.
Слайд № 9-11 Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. «Что мы знаем о воде?» (уточнялись знания детей о том или ином неживом объекте). «Что хотим узнать?» (почему дует воздух, какие вещества растворяет вода) Что нужно сделать, чтобы узнать? (проделать эксперименты и опыты)
Слайд № 12-14 В ходе деятельности дети учились выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Мы учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое.
Слайд № 15-16 Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома : исследовать различные предметы быта, их действие.
Слайд № 17-18 В работе с детьми по изучению неживой природы использовала различные формы, методы и приемы работы : наблюдения, опыты, дидактические игры, беседы, прогулки.
Слайд № 19-20 Опыт работы показывает, что по окончанию проекта дети могут проявлять интерес к окружающей природе; проявляют познавательная активность и желание участвовать в экспериментальной деятельности с объектами неживой природы; умеют выполнять правила и соблюдать нормы поведения в экспериментальной деятельности; умеют анализировать результаты эксперимента и видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.
Слай № 21 Результативность опыта
Для оценки результативности формирования навыков экспериментирования использована методика диагностики А. И. Ивановой Оценка результатов позволила сделать вывод в том, что дети научились ставить перед собой задачу, искать методы исследования, прогнозировать результат, словесно описывать опыт, анализировать и делать выводы. При этом дети искали безопасные приемы работы, помогали друг другу, научились проводить исследования небольшими подгруппами, самостоятельно распределяя обязанности.
Слайд№ 22
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :
повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);
личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими п т. д.);
знан ия детей о неживой природе.
Слайд№ 23 Наш опыт показал, что детское экспериментирование надо начинать с дошкольного возраста.
Таким образом, если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый — умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир — это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые! Спасибо за внимание!