Оксана Гуськова
Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач
▼ Скачать + Заказать документы
Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность, и создаёт основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов.
И. Песталоцци
Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Формирование элементарных математических знаний и умений активизирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность.
Публикация «Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Цели формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) :
• освоение детьми понимания количественных соотношений предметов;
• овладение конкретными приёмами в умственной сфере (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение);
• стимулирование развития самостоятельного и нестандартного мышления, что будет способствовать развитию интеллектуальной культуры в целом.
Решению данных целей в раннем возрасте способствуют следующие задачи :
o обучать навыкам определения количества предметов (много-мало, один-много);
o учить различать предметы по величине и обозначать в словесной форме (большой кубик — маленький кубик, большая кукла — маленькая кукла, большие машинки — маленькие машинки и т. д.);
o учить видеть и называть кубическую и шаровидную форму предмета;
o развивать ориентацию в пределах помещения группы (игровая комната, спальня, туалетная и т. д.);
o дать знание о частях тела (голова, руки, ноги).
В своей работе используем следующие педагогические приё мы:
1. Наглядные (образец, показ, демонстрация иллюстративного материала) : многократный показ с параллельной демонстрацией наглядного материала и проговариванием алгоритма действий обычно используем как образец нового способа действия.
2. Словесные (пояснения, вопросы, инструкции, комментарии) : объяснение нового материала проводим в умеренном темпе, максимально чёткое, конкретное и понятное. Слова произносим с интонационной выразительность, которая помогает акцентировать внимание детей на важных моментах. Новые понятия проговариваем хором. Для более глубокого осознания действий малышам предлагаем рассказывать, что и как они делают. Задавая вопрос, начинаем фразу, а ребёнок продолжает и заканчивает ответ.
3. Практические:
o Упражнения (задания, самостоятельная работа с комплектами дидактических материалов, во время которых малыши многократно повторяют практические и умственные операции. На одном занятии педагог предлагаем до двух разнообразных заданий с трёхкратным повторным воспроизведением каждого для закрепления.
o Игровые приёмы - активное использование на занятиях сюрпризного момента, подвижных, дидактических игр.
Для активизации внимания своих воспитанников используем в работе стихотворения, загадки, дидактические игры, демонстрацию иллюстраций, просмотр видео или мультипликационных фильмов. Сюрпризный момент обычно выстраиваем вокруг популярного и любимого детьми сказочного или литературного сюжета. Его герои создадут интересную ситуацию, оригинальную интригу, которая вовлечёт детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие.
Во время занятий активно практикуем как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Индивидуальный формат предполагает выполнение упражнений возле демонстрационной доски или у рабочего стола педагога.
Индивидуальные упражнения наряду с коллективными формами обучения помогают решить задачи усвоения, закрепления знаний и умений. Кроме того, индивидуальные упражнения играют роль показа образца для коллективного исполнения. Оптимальный вариант организации и проведения занятий по формированию элементарных математических представлений предполагает разделение детей на подгруппы с учётом разных интеллектуальных возможностей. Такой подход способствовать повышению качественного уровня обучения и создаст необходимые условия для реализации индивидуального подхода и рационального дозирования умственной и психологической нагрузки.
Работу в данном направлением строим с привлечением родителей, которые хотели бы помочь ребё нку развить интерес к математике:
• Исключить принудительное обучение, задания должны облекаться в игровую форму и носить абсолютно добровольный характер. Помочь ребёнку освоить основные понятия количественного и порядкового счёта, научить различать цвет и форму предметов, ориентироваться в пространстве и во времени можно по дороге домой, на кухне, в процессе прогулки, то есть в обычной повседневной жизни, уделив малышу совсем немного времени.
• Просите детей сравнить предмет и геометрическую форму (стол квадратный, книга прямоугольная, мячик круглый). Предложите малышу помочь вам сервировать стол, спросите, сколько необходимо поставить тарелок, положить вилок, если за столом будет четыре человека.
• Соорудил ваш ребёнок домики из конструктора — поинтересуйтесь, какой домик выше, какой ниже. Во время занятия рисованием уточните, сколько карандашей использует, какого цвета, какой толщины и длины.
• Используйте в игре предметы разной величины, длины, ширины, обращайте внимание ребёнка на отличия, просите проговорить сравнительные характеристики вместе с вами, это поможет пополнить словарный запас и сформировать правильный лексикон для логических операций сравнения.
• Рассматривайте с ребёнком цифры, которые окружают вас в повседневной жизни (номер телефона, дома, квартиры, цифры на циферблате, попросите принести столько игрушек, сколько показывает экран мобильного телефона.
• Приобретите развивающие игры с цифровыми карточками, предложите разложить цифровой ряд по возрастанию, а затем по убыванию.
• Обращайте внимание на последовательность событий, уточняя, что это произошло сегодня, а это случилось вчера, завтра мы планируем отправиться на прогулку и т. д. Проговаривайте дни недели, названия месяцев, спросите, какой день будет завтра, а какой был вчера. Попросите подать предмет, который лежит справа от ребёнка, слева, за, перед ним.
• Помните, важно не столько дать готовые знания, сколько развить познавательный интерес к математике, привить вкус к самостоятельному преодолению трудностей и поиску правильного решения.
Таким образом, формирование элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать такие качества, как любознательность, целеустремлённость и организованность.
Информационные источники:
- https://www.maam.ru;
- https://melkie.net;
- https://urok.1sept.ru.