Наталья Кощеева
Заметки воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание детей – целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.
Детский сад – образовательное учреждение для детей дошкольного возраста, в Российской Федерации один из видов детских дошкольных учреждений. Система детских садов предназначена для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей.
Тихий час, мирно посапывает моя подготовительная группа. Тишина, и не верится, что сорок минут назад, мы играли, спорили, смеялись. Они выросли и через несколько месяцев пойдут в школу. А как всё начиналось….
Публикация «Заметки воспитателя» размещена в разделах
Сегодня мой первый рабочий день в детском саду. Первая младшая группа, её открыли два дня назад, и я воспитатель. Шесть тридцать, темно, иду на работу. Сказать, что волнуюсь, значит не сказать нечего: страх, тоска по старому месту работы, неуверенность, как тебя примет новый коллектив. Всё переплелось между собой так, что хочется развернуться и бежать домой. Это я взрослый человек, а представьте маленького ребёнка, который находился рядом с мамой и его отдают в детский сад. В первые дни пребывания в детском саду практически у каждого ребё нка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, до приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха. Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми и меня чужую тётку, а главное того что мама забудет о нём, уйдя на работу, боится, что родители предали его и не придут за ним вечером, чтобы забрать домой.
Началось…. Не успеваю успокоить одного малыша приходить второй, и всё начинается сначала. У маленьких детей сильно развито чувство солидарности. Только что успокоившийся малыш начинает реветь снова. Как же их успокоить? Никите надо дать машину, Таню отправить в кукольный уголок укладывать куклу спать, Соне включить воду, чтобы она помыла руки, Саше дать «волшебную» коробочку, есть и такая. Это обыкновенная коробка, обклеенная яркой цветной бумагой, наполовину наполненная сухим бобами, фасолью, горохом. В ней спрятаны мелкие игрушки, ребёнок перебирает горох и бобы в поисках игрушек и успокаивается. Регине посидеть на моих коленях несколько минут, Лё ше надо просто дать пореветь и выдвинуть свои требования: Дай маму! Дай бабу! Дай машину дома! И только потом он соглашается взять игрушку и идти играть. Серёжу лучше вообще не трогать, он посидит, похнычет, понаблюдает за детьми, и включиться в игру. Радует одно, что дети заходят в группу с интервалом пять, десять минут. Самая интересная ситуация получилась с Владиком. Игрушки ему не нужны, на детей не смотрит, на уговоры не реагирует, «волшебная» коробочка не нужна, стоит и ревёт. Прошло десять минут – ревёт, двадцать – минут ревёт, впору и мне зареветь, но не могу ребёнка успокоить. Даю ему старый стационарный телефон со словами: звони маме, пусть она тебя забирает домой. Владик берёт телефон и начинает звонить. Звонил он долго, положил трубку, подошёл ко мне. Спрашиваю: что сказала мама. Мама сказала, что она меня заберёт – ответил Владик и пошёл играть. Ну, что все успокоились, играют, адаптация началась. Вспоминается первая утренняя гимнастика. Поставила детей перед собой так, чтобы они не мешали друг другу. Показываю первое упражнение, вот какие мы «большие» и поднимаю руки вверх. Дети стоят, на меня смотрят, и никто не повторяет, так я и сделала зарядку одна.
Третий год жизни – период интенсивного развития у ребёнка самостоятельности. Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребё нка: совершенствуются навыки самообслуживания; играя ребёнок, производит 1- 2 последовательных эпизода из жизни; самостоятельность формируется и проявляется в процессе занятий (слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы, осуществлять в рисунках, постройках задуманное). Промедление в формировании самостоятельности приводит к появлению у детей капризов, или бездеятельности, что всё за них должны делать родители. Особенно это видно, когда родители забирают детей домой. Ребёнок умеет снимать сандалии и носки, но при этом демонстративно вытягивает ноги родителям и ждёт, когда его разденут или оденут. Есть у меня девочка Даша. За Дашей пришла мама, девочка довольная бежит к ней на встречу, но стоит прийти бабушке раздаё тся вопль на всю группу: «Я не буду сама надевать колготки». Наблюдательный воспитатель понимает, кто формирует у ребёнка самостоятельность.
Вторая младшая группа. У нас любовь. Мы целуем друг друга в щёку, обнимаемся, ходим парами (мальчик с девочкой, выходим замуж, женимся. Вся группа разделилась на пары и что интересно инициативу в этом вопросе проявляют девочки. На вопрос «ты меня любишь» мальчишки молча кивают головой и со вздохом идут играть в дочки матери.
В этом возрасте всё интересно. Дети задают много различных вопросов и сами подсказывают темы для занятий. Прогулка. Сморю, вся моя группа встала в круг голова к голове и с живым интересом что- то рассматривают. Я не подхожу, наблюдаю, что будет дальше. Минута тишины, а потом мои дети начинают кричать: паук, паук, паук. Подхожу, смотрю, по земле ползёт дождевой червь. Вот вам и тема для тематической недели.
Существует утверждение о том, что женскую логику трудно понять и объяснить, а вы пробовали объяснить детскую логику? Мы доросли до средней группы. Каждое утро Егор рыдает так, словно он прощается навсегда. За мамой закрывается дверь, вытирает слёзы и спокойно заходит в группу.
«Тебе в садике не нравится» - спрашиваю я.
«Нравится» - отвечает Егор.
«Тебя обижают ребята?»
«Нет»
«Почему же ты плачешь?»
«Пусть знает» - ответил Егор и пошёл играть к ребятам. Вот вам и логика, пробуйте, объясните.
Мы живём взрослой жизнью и в суматохе не задумываемся над тем, что дети переносят наши слова и поступки в свои сюжетно – роевые игры. Сюжетно – ролевая игра (у детей) – это вид деятельности, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и не формального общения ( Психология человека: словарь терминов). Ксюшина мама ждёт ребёнка. Ксюша ходит по группе, поглаживая свой живот и периодически, морщится, и со словами послушай, как лялька пинается, даёт его погладить детям.
Старшая группа. Девочки рассматривают детские журналы, увлечённо обсуждая наряды куклы Барби. Мальчишки, воспользовавшись моментом, сели за столик в кукольном уголке. Я с интересом за ними наблюдаю, что будет дальше. «Ну, что мужики, пиво пить будем?» – спрашивает Слава. Лена моментально возмущё нно реагирует: «Ну и придумали». Да старшая группа. Мы выросли, многому научились. У каждого из детей папка, в которой лежат альбом, краски, раскраска, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы. Всё чаще девочки достают эту папку, садятся за столы и занимаются творческим делом. Всё реже играют в кукольном уголке. Да и мальчики почти перестали катать машинки по группе, предпочитают настольные игры с фишками. Они с азартом играют в такие игры, так хочется первым дойти до финиша. Спорят, заговаривают кубик и даже «колдуют».
Подготовительная группа всё чаще мы говорим о школе. Интересует абсолютно всё. Во время бесед о школе читаю нетерпение в их глазах, так хочется стать взрослее.
Тихий час, мирно посапывает мои дети. И очень хочется, чтоб в их жизни было больше побед, чем неудач.