мамедова роза
Закрепление и использование элементарных математических представлений старших дошкольников в различных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст благодатный для развития творчества, познавательной активности и интересов детей. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Главное, связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового.
Публикация «Закрепление и использование элементарных математических представлений старших дошкольников в различных видах деятельности» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению – это уровень развития его математических способностей. Обучению дошкольников математике отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания на компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей, в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Многие психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, А. Н. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.) считали, что формирование у дошкольников математических представлений должны опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения. Этого можно достичь, если строить обучение детей элементам математики как в непроизвольной повседневной жизни, так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Многие исследователи проблем обучения и развития дошкольников (Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская, М. И. Моро, А. А. Свечников, Л. И. Скаткин и др.) отмечали, что для математического развития детей дошкольного возраста необходим комплексный подход к решению всех проблем.
В детском саду непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений проводятся 1-2 раза в неделю (в зависимости от возраста детей) в первой половине дня. Для наиболее лучшего усвоения материала эта работа должна проводиться не только на занятиях, но и во время образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Одна из важнейших задач моя, как воспитателя заключается в том, чтобы знания, приобретаемые детьми в процессе обучения на занятиях по математике, использовались в различных видах деятельности и в жизни.
Художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. В предметном рисовании, я показываю детям форму предмета, а они применяют способы ее опознания зрением, осязанием, движением руки, называют геометрическую фигуру, которая напоминает данную форму (изображая рыбу, говорят, что она, как овал; рисуя передник – что он похож на прямоугольник, и т. д.). Во время лепки я также использую такие возможности, которые нужны для создания предметов разных размеров и формы (плоской, круглой, овальной, цилиндрической, а также в их назывании. Широко я использую и в занятии детей аппликацией, в процессе которых они овладевают умениями вырезать круг, треугольник, четырехугольник (трапецию, квадрат, прямоугольник, делать два треугольника из квадрата, прямоугольника к др. ; по-разному располагать эти фигуры на плоскости. Делая игрушки на елку или готовя подарок для малышей, дети подсчитывают их количество, чтобы «всем хватило».
Физическое развитие. На занятиях по физическому воспитанию мы закрепляем количественный и порядковый счет. Например, дети строятся в две, три колонны, расходятся парами направо и налево, образуют круги, марш по залу (прямоугольнику, подчеркивая на поворотах углы, бегут «по кругу», «врассыпную», «змейкой» и т. д. При выполнении различных видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в пространстве: правая и левая сторона, повороты полукругом, кругом и т. д.
Познавательное развитие. Занятия по ознакомлению с природным окружением многое дают детям в плане математического развития. Например, при уходе за растениями в природном уголке, клумбах я с детьми измеряем рост, подсчитываем количество бутонов, цветков, отмечаю, что бывает сначала, что потом, отмечаю последовательность действий, а слушая мой рассказ дети потом отвечают на мои вопросы. Собирая листья на участке, я обращаю внимание детей на форму, их структуру, подсчитываем их количество. Заготавливая природный материал дети собирают и складывают десятками шишки, желуди, камешки. Здесь закрепляется счет групп.
Познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная деятельность. Упражняю детей в сооружении различных зданий из строительного материала и конструкторов, конструировании по рисункам, фотографиям, чертежам и схемам, по предлагаемым условиям, по замыслу, по темам закрепляются представления детей о геометрических фигурах и формах. Это способствует развитию воображения, творчества, изобретательности, способности к нестандартным решениям. Для этого они подвергают технический рисунок или фотографию анализу: разбираются, из каких частей он состоит, каков способ их соединения, обдумывают нужный для конструирования материал по форме, размерам, количеству, намечают последовательность операций, осмысливают наиболее рациональные способы действия.
Речевое развитие. Все действия и наблюдения детей не принесут желаемого результата, если не будут отражаться в речи. Совместно со мной и самостоятельно друг другу, дети проговаривают то, на какие геометрические фигуры похожи листья, сколько они собрали больших и маленьких шишек, чего больше, у каких растений стебли короткие, а у каких длиннее. При рассказывании по картине дети должны не только описывать сюжет, но и учиться видеть количество и размещение действующих лиц. То есть необходимо обращать внимание на позу действующих лиц, на их размещение.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. В повседневной жизни стараюсь использовать умения детей : считать предметы при накрывании на стол, правильно располагать их (справа от тарелки ложку, слева вилку, посередине стола тарелку с хлебом, вазу с цветами и т. д., удобно расставлять оборудование для занятий и т. д. Стараюсь научить детей ориентироваться в помещении детского сада, в обстановке, приучать класть вещи на определенное место; уходя на прогулку, считать взятые игрушки и приносить их в том же количестве. Приучать регулировать свою деятельность и поведение поможет развитое «чувства времени» : вовремя закончить одевание на прогулку, прием пищи, уборку со стола и др. Во время сбора на прогулку провожу соревнования: проследить с помощью часов (песочных, за какое время оденутся девочки (мальчики, кто из них потратит больше времени. В разнообразных сюжетно-ролевых играх также закрепляю пространственные, количественные и временные представления детей. Например, организуя сюжетно-ролевую игру «Супермаркет», «Кафе» или «Аптека» дети считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним ценники (цифры, готовят денежные купюры, проводят манипуляции с ними. Для закрепления знаний о количественных, пространственных, временных отношениях, о форме и размере предметов использую дидактические игры, которые предлагаю детям и в совместной, и в самостоятельной деятельности. Например, парные картинки на количество и цифры, на размеры предметов и форму, на пространственное расположение предметов; предметное лото на форму, на счет; сюжетные картинки для узнавания времени года или части суток; математические диктанты и др. Занимательные дидактические игры не только способствуют закреплению известного детям материала, но и пробуждают любознательность, развивают подвижность ума, инициативу, самостоятельность мысли.
Взаимодействие с родителями. Работая с родителями по данному вопросу, я обращаю их внимание на то, что знания, которые дети получают в детском саду необходимо закреплять и дома, в повседневной жизни. По дороге из детского сада домой можно учить ориентироваться на улице (знать название улицы, на которой расположен детский сад; название улицы, номер дома и квартиры, где проживает ребенок, обращать внимание детей на то, что цифры можно увидеть везде: на автобусах, номерах домов, машин, квартир, на то, что номера домов идут не по порядку (они четные и нечетные, выяснить, где встречаются многозначные числа (в телефонных номерах, номерах домов). В магазине, обращать внимание детей на цены на различные товары, особое внимание уделять товарам, ценой до десяти рублей. Дома отмечать в календаре знаменательные и памятные даты, дни рождения членов семьи, поручать следить за их приближением, закрепить знание дня своего рождения, возраста, приучать к четкому распорядку дня и т. п.
Практика применения элементарных математических представлений на занятиях и в быту создает достаточные условия для прочного закрепления математических знаний, полученных каждым ребенком на коллективных занятиях. Я считаю, что такая форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, навыки и умения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.
Список использованной литературы
1. Данилова, В. В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / В. В. Данилова. – М. : Просвещение, 2000. – 175 с.
2. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников / Т. И. Ерофеева. – М. : Просвещение, 2002. – 175 с.
3. Леушина, А. М. Формирование количественных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – М. : Просвещение, 1998. – 368 с.
4. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – СПб. : Детство-Пресс, 1999. – 96 с.
5. Михайлова, З. В. Занимательные задачи для дошкольников / З. В. Михайлова. – М. : Школьная пресса, 2002. – 125 с.
6. Петрова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике / М. Н. Петрова. – М. : Просвещение, 2005. – 326 с.
7. Полякевич, С. И. Организация занятий по математике в детском саду / С. И. Полякевич. – М. : Просвещение, 1997. – 165 с.
8. Роговская, Е. Б. Формирование представлений о числе и величине у детей дошкольного возраста в процессе моделирования / Е. Б. Роговская. – М. : Просвещение, 2000. – 160 с.
9. Столяр, А. А. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет / А. А. Столяр. – М. : Просвещение, 2003. – 84 с.
10. Тарунтаева, Т. В. Развитие количественных математических представлений у дошкольников / Т. В. Тарунтаева. – М. : Просвещение, 2000. – 64 с.
11. Чеплашкина, И. И. Математика - это интересно. / И. И. Чеплашкина, Л. Ю. Зуева. – СПб : Детство-Пресс, 2004. – 53 с.