Валентина Медведева
Проект «Юный финансист»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1. Введение
2. Актуальность проекта
3. Цель проекта
4. Задачи проекта
5. Участники проекта
6. Этапы реализации проекта :
1этап – Организационный; 2 этап – Практический;
3 этап – Заключительный
1. План реализации проекта Ожидаемые результаты
2. Литература
3. Приложение 1
Итоговое мероприятие «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВ»
1. Приложение 2
Публикация «Проект „Юный финансист“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Введение Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Актуальность
В современном мире ребенок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту, легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям нелишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает направления развития и образования детей: социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Постановка проблемы:
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель проекта :
- формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений по финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные
-Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников
-Познакомить с элементарными экономическими понятиями: «деньги»,
«товар», «банк», потребность», «зарплата», «кредит», «карта» и др.
-Расширять знания детей об истории возникновения денег
-Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативные качества детей
-Расширять представления о профессиях, связанных с финансами
-Учить детей сравнивать, анализировать и соотносить потребности и возможности.
Развивающие
-Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности
-Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий
-Расширить представление детей о необходимости рационально использовать деньги.
-Способствовать развитию внимания, логического мышления.
Воспитательные
-Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера
-Воспитывать у детей уважение к людям, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги;
-Воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность, трудолюбие.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель группы, родители, социальные партнеры.
Сроки реализации проекта
Краткосрочный. Срок реализации проекта : январь 2022г.
.
Тип проекта
-информационно - ориентированный
Этапы проекта :
1этап – Организационный:
-Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта
-Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту
«Юный финансист»
-Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике
-Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта
-Создание развивающей среды по теме.
1. этап – Практический:
Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; лэпбук по финансовой грамотности, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Изготовление лэпбука по финансовой грамотности.
1. этап – Заключительный:
Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально- познавательной игры «Путешествие в страну финансов».
План реализации проекта
Формы работы Содержание работы
Беседы Что лучше - копить или тратить?
Совместное составление правил обращения с деньгами. «Осторожно - деньги!», составление рассказов на тему «Кем работает моя мама»
Чтение художественной
литературы Чтение пословиц и поговорок, сказок: «Приключение Буратино, «Муха – Цокотуха», «Как старик корову продавал», «Жадный мельник», «Кот в сапогах», «Добрый жаворонок», «Скупой» и др., отгадывание загадок
Дидактические и сюжетно - ролевые игры Дидактические игры: «Кто кем работает?», «Можно и нельзя купить», «Разложите товар», «Что важнее?», «Хочу и надо», «Товар или услуга», «Где живут деньги?», «Мы - художники», «Доход – расход»
Сюжетно - ролевые игры: «Магазин», «Аптека»,
«Рынок», «Банк», «Семья. Все зарабатывают деньги».
Работа с лэпбуком по финансовой грамотности.
Организованная образовательная деятельность Конспект ООД. Тема: «Азбука денег»
Конспект ООД. Тема: «Почему взрослые работают»
Рисование «Финансы глазами детей» Аппликация «Банк»
Викторина «Путешествие в страну финансов»
Опытно-экспериментальная деятельность «Что удобнее монеты или купюры»
Просмотр мультфильмов Фиксики «Как делают деньги», «Азбука денег тетушки Совы», «Смешарики. Финансовая грамотность – благородное дело», «Трое из Простоквашино»,«Как старик корову продавал»,
«Муха – Цокатуха» и др.
Работа с родителями
Анкетирование «Мой ребенок и финансовая грамотность»
Рекомендации «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»
Консультация «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников»
Практическая деятельность
Изготовление стойки «Касса»
Изготовление атрибутов для игр
(деньги, банкомат, сейф, кошельки, визитницы, банковские карты).
Ожидаемые результаты
Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности. Планируется сформировать у детей следующие понятия и представления:
-деньги не появляются сами собой, а зарабатываются;
-сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить;
-стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник);
-деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине);
-финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде);
-твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности);
-не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь);
-финансы – это интересно и увлекательно.
-Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
-Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
-Пополнение РППС.
Литература:
1. Сборник игр по организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
2. Советы родителям: говорите с детьми о финансах Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»
3. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем»/Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
4. Интернет ресурсы.