Картамышева Екатерина Андреевна
Проект «Юные исследователи». Экспериментирование в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественному-эстетическому развитию детей №1 «Солнышко».
Проект.
Тема: «Юные исследователи»
воспитатель: Картамышева Е. А.
Пояснительная записка:
Публикация «Проект „Юные исследователи“, Экспериментирование в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
Особое значение для развития детей дошкольного возраста имеет усвоение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Цели:
Способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике, способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
1. развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
2. развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, оптика, звук, температура, состояние веществ, сила тяготения, трения, а также электричество и инерция);
3. развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух);
4. формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
Развитие у детей познавательных способностей:
• мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
• способов познания путем сенсорного анализа. Развитие ребенка в социально-личностном направлении:
• развитие коммуникативности;
• совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
• развитие элементарного самоконтроля и регуляции своих действий. Гипотеза Если удовлетворить потребности ребенка в познании окружающего мира доступным для него способом – самостоятельным исследованием мира, то в процессе элементарной исследовательской деятельности будут успешно развиваться его познавательные интересы. Формы работы:
• экскурсии
• проведение опытов
• игры • совместная и самостоятельная деятельность Принципы обучения:
• доступности - использование доступного материала детям;
• наглядности - использование наглядных пособий для обучения;
• последовательности - изложение материала идет последовательно;
• систематичности - в определенной последовательности, системе;
• индивидуальности - осуществляется индивидуальный подход к детям. Освоение программного материала кружка «Юный исследователь» рассчитано на один учебный год: подготовительная группа (6 – 7 лет).
Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется один раз в неделю в мини-лаборатории группы. При этом занятие в группе проходит 25-30 минут.
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Кружок рассчитан как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По результатам диагностирования, можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.
Показателями результативности реализации программы кружка является:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности
. - рост уровня любознательности, наблюдательности;
- активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;
- возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
№ Тематика занятий Цели и задачи месяц
1. Воздух. Свойства воздуха.
Расширять представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется Сентябрь
3 неделя
2. Солнце дарит нам тепло и свет.
Дать детям представление о том, что Солнце является источникам тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. Сентябрь
4 неделя
3. Какая бывает вода?
Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд Октябрь
1 неделя
4. Фильтрование воды
Познакомить детей с разными способами очистки воды Октябрь
2 неделя
5. Отчего идет дождь?
Закрепить знания о круговороте воды в природе; расширить знания о том, какие места есть на Земле, где не бывает дождя; сформировать представления о молнии, громе; развивать умение находить верное решение для сохранения личной безопасности во время грозы; развивать логическое мышление Октябрь
3 неделя
6. Где рождается снег?
Формировать представление об образовании снежинок, снега в природе; формировать умение различать строение и формы снежинок, упавших с малых и больших высот; развивать внимание, память, Октябрь
4 неделя
7. Твердая вода. Почему не тонут айсберги?
Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Ноябрь
1 неделя
8. Узнаем о снеге
Формировать умения делать выводы; формировать навыки самостоятельного обследования признаков снега; развивать наблюдательность; продолжать формировать умения устанавливать причинно- следственные связи Ноябрь
2 неделя
9. Какого цвета зима?
Сформировать представление о свойствах льда и снега при взаимодействии с солнечным светом; закреплять знания о происхождении снежинок, их форме; воспитывать работоспособность; развивать воображение, интерес к опытам Ноябрь
3 неделя
10. Кому снег друг, а кому – недруг (о значении снега в жизни человека)
Выяснить знания о значении снега в жизни людей, природе; вызывать положительный эмоциональный настрой и познавательный интерес к занятию Ноябрь
4 неделя
11. Как появляются горы?
Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто. Декабрь
1 неделя
12. Как происходит извержение вулкана?
Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. Декабрь
2 неделя
13. Проверка зрения
Показать детям на опыте зависимость видения объекта от расстояния до него. Декабрь
3 неделя
14. Испытание магнита
Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; развивать у детей коммуникативные навыки, самостоятельность. Декабрь
4 неделя
15. Как сделать звук громче?
Обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. Январь
2 неделя
16 Чем можно измерять длину?
Расширять представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развивать познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, ладонь, палец и др.) Январь
3 неделя
17 Почему не тонут корабли? Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. Январь
4 неделя
18. Посадка лука Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука; учить создавать ситуацию опыта; развивать наблюдательность - умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся; учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы; закреплять умение правильно отражать наблюдения в рисунке.
19. Наша группа
Способствовать участию детей в коллективном преобразовании, проявлению устойчивого стремления преобразовывать предмет, пониманию того, что от отношения к работе зависит ее результат. Уметь соотносить расположение предметов на макете с реальными предметами в пространстве группы. Февраль
2 неделя
20. Световой луч
Объяснить детям, что свет – это поток световых лучей, познакомить их с тем, как можно увидеть луч света. Показать на опыте, что светлое пятно (или тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене, и наоборот. Февраль
3 неделя
21. Сколько ушей?
Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве. Февраль
4 неделя
22. Большой – маленький
Продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освещения. Март
1 неделя
23. Что есть в почве? Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений) Март
2 неделя
24 Заплесневелый хлеб
Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибов) нужны определенные условия. Март
3 неделя
25. Водяная мельница
Познакомить детей с силой воды Март
4 неделя
26. Почему в космос летают на ракете?
Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета Апрель
1 неделя
27. Песочная страна
В результате опытов определить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Апрель
2 неделя
28. Каждому камешку свой домик.
Познакомить с разнообразием камней и их качествами Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. Апрель
3 неделя
29. Строение растений
Познакомить детей со строением растений; со значением всех составляющих для их жизнедеятельности. Апрель
4 неделя
30. Волшебные шары Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов. Май
1 неделя
31. Радуга в небе
Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму; развивать внимание. Май
2 неделя
32. Забавные фокусы
Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов. Май
3 неделя